По мере увеличения количества выставок и улучшения качества их проведения в нашей стране, а также благодаря появившейся возможности принимать участие в зарубежных выставках, перед турфирмами все чаще встает вопрос об участии в специализированных туристских биржах, выставках, ярмарках, фестивалях, среди которых особое место занимают выставки как важное средство рекламы в туризме.
Выставка по своей сути — форма рекламы, поэтому, принимая решение участвовать в выставке, следует ответить на те же вопросы, что и при организации любой другой формы рекламы. Необходимо определить, насколько предполагаемая выставка соответствует поставленным целям.
До недавнего времени существовало мнение, что выставка — это только демонстрация товара и услуг, производимых той или иной фирмой. В последнее время ситуация значительно изменилась: на выставках не только демонстрируют товар, но и заключают договоры о продаже, о долговременном сотрудничестве и партнерстве и т. д. То есть основной акцент теперь делается на окупаемость выставки непосредственно в период ее работы или в ближайшее время после ее окончания.
Ярмарка – это мероприятие рыночного характера, основная цель которого – сбыт демонстрируемой продукции или товаров.
Выставка – это средство публичной демонстрации тех или иных достижений человечества. Выставки носили раньше просветительский характер, но по мере развития приобрели также и ярко выраженную коммерческую направленность.
Обычно, принимая решение об участии в выставке, пытаются решить несколько задач, стоящих перед фирмой:
— демонстрация товаров и услуг
На выставке возможно представление всех товаров и услуг, производимых и предоставляемых фирмой, наглядных материалов о них (видеозаписи, каталоги, проспекты и пр.) большому кругу специалистов и покупателей. Для нового турпродукта выставка — прекрасное место демонстрации и изучения спроса.
— изучение рынков сбыта
Выставки позволяют изучать спрос на большинство товаров, услуг, уточнять существующие рынки сбыта и определять новые. На выставки, особенно международные, обычно съезжаются представители различных фирм, предприниматели, торговые агенты со всего мира, а также со всех концов России и ближнего зарубежья (в случае проведения выставки в России).
— реклама товаров и услуг
При правильно поставленной работе на выставке могут реализоваться сразу несколько видов рекламы: имидж-реклама, стимулирующая реклама, реклама стабильности.
С точки зрения имидж-рекламы, выставка — прекрасное место для встречи с представителями прессы, коммерсантами, специалистами, руководителями различных государственных и коммерческих структур и объединений.
— сбыт товаров и услуг
Выставка — удачное место для заключения договоров о продаже товаров и услуг, а также договоров о партнерстве и сотрудничестве. Как правило, на туристских выставках пытаются заключить контракты на оптовую продажу или покупку туруслуг.
— изучение продукции конкурентов
На выставке изучение продукции конкурентов может происходить как бы случайно, под видом посетителя. Здесь возможны и непосредственные контакты с представителями конкурирующих фирм (при полном понимании обеих сторон «кто есть кто»). При таких переговорах нейтральность территории имеет большое преимущество.