Учение Аристотеля о бытии

Основа всякого бытия, по Аристотелю, — первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — промежуточная ступень между первой матери­ей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

Самобытное единичное бытие, то есть такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии и существует в самом себе, Аристотель называет субстанцией. Мир — совокупность субстанций. Каждое единичное бытие — сочетание материи и формы. Материя — это первичный материал. «Форма» есть дей­ствительность того, возможностью чего является «материя», и наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма.

Аристотель придерживается той точки зрения, что душа яв­ляется формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, то есть растени­ям, животным и человеку. Душа — это проявление активной жизненной силы. В ряде своих работ он приходит даже к таким выводам: «Деятельность души обусловлена состоянием тела», «Душа не существует без материи».

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность — это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Первые сущ­ности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познаваемым бытием. Вторые сущности — производные от пер­вых. Они являются видовым определением (стул, стол — пер­вичные; мебель — вторичные).

Четыре вида причин бытия:

материальные — то, из чего состоят вещи, их субстрат;

формальные — в которых форма проявляет себя, образу­ет сущность, субстанцию бытия;

действующие, или производящие, — рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;

целевые, или конечные, — отвечающие на вопросы «По­чему?» и «Для чего?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: