double arrow

Учения Платона

ê Платон (427-347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впер­вые организовал учебное заведение — академию. Платон счи­тается основателем объективного идеализма.

Учение Платона о бытии, душе и познании

Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небыти­ем, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противо­речия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизмен­но и изменчиво. В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые треугольники, или геометрические бестелесные атомы.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала. Ис­тинное знание дает только мышление. Мышление же — это не­зависимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоя­тельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о ве­щах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа со­стоит из трех частей: разумной, которая создается самим твор­цом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании.

Учение Платона о государстве

Платон считал, что отдельный человек не способен удовлет­ворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Посколь­ку люди не могут личными усилиями приблизиться к совершен­ству, то необходимы государство и законы. У Платона было свое представление об «идеальном государстве». По его мнению, управлять должны только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны вы­полнять добросовестно свою работу. Идеальное государство должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял следующие формы государствен­ного устройства.

1. «Идеальное государство» (или приближающееся к идеа­лу) — аристократия, аристократическая монархия.

2. Нисходящая иерархия государственных форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Тирания — наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом общей критики. Худшие формы государства — результат «порчи» идеального государ­ства. Тимократия — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

Государство основано на разделении труда между разряда­ми свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды

Платон руководствуется своей классификацией частей души: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей-философов; эффектной, яростной, части, добродетель которой в мужестве, — сословие воинов (стражей); вожделеющей, низменной, — сословие зем­ледельцев и ремесленников. Именно такое государство добро­детельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повино­вением худшей части государства его лучшей части и справед­ливо, поскольку в таком государстве все служат ему как некой целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в дела других.

Платон считал, что частная собственность и семья подры­вают условия идеального общества. Он мыслил избавить обще­ство от эгоизма: у всех все должно быть одинаковым и общим в пределах сословия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: