Модель чистой монополии. Под чистой монополией понимается такое положение, когда в отрасли имеется единственная фирма-производитель и продавец

Под чистой монополией понимается такое положение, когда в отрасли имеется единственная фирма-производитель и продавец, являющаяся монополистом. Потребители вынуждены покупать товары монополиста по предлагаемой им монопольной цене, поскольку полноценных заменителей монопольной продукции нет. Поэтому монопольная цена, как правило, выше, чем цена на такой же товар конкурентной фирмы, что обеспечивает фирме-монополисту повышенную прибыль.

Вместе с тем монопольная цена не может быть произвольной, как угодно высокой, ибо платежеспособный спрос на любой товар ограничен. Монополист вынужден искать цену реализации Pm, во-первых, приемлемую для потребителя, а во-вторых, обеспечивающую достаточно высокую прибыль. Чем выше желаемый объем реализации в натуральной форме, тем ниже должна быть цена. Чем выше цена, тем меньше будет объем реализации в натуральной форме. Это значит, что кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста является наклонной кривой, как и кривая отраслевого спроса, что и понятно, ибо монопольная фирма и есть отрасль.

 
 


На графике (рис.16) вертикальная ось – Цена Pm, горизонтальная – объем монопольной продукции в натуральной форме Qm; Dm кривая спроса на продукцию монополиста.

Монополист выбирает такой объем производства Qm и соответствующую ему цену Pm , при которых прибыль (Qm * Pm - TCm) будет максимальной. Здесь TCm -валовые издержки, соответствующие Qm ; Pm монопольная цена; Qm - объем производства монополиста. Трудности вхождения в чисто монопольную отрасль для новой фирмы огромны, так как необходим очень большой капитал и преодоление научно-технической монополии.

Чистая монополия является той рыночной моделью, которая с позиций интересов общества дает наименее удачные результаты. Фирма-монополист использует экономические ресурсы менее эффективно, чем конкурентная фирма, так как в сравнимых условиях устанавливает цены более высокие, а объем производства меньший. В деле обеспечения научно-технического прогресса монополия обладает преимуществами вследствие своих огромных возможностей. Однако отсутствие конкуренции в сильно монополизированных отраслях нередко приводит к застою технического прогресса.

Недостатки, свойственные монополиям, делают необходимым регулирование их деятельности со стороны государства, что выражается в регулировании монопольных цен и ограничении роста масштабов и числа фирм-монополистов. Достижению этих целей служит антимонопольное законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: