Модель чистой конкуренции

Она характеризуется большим числом фирм-продавцов (их может быть несколько тысяч), доля каждой из которых в общем объеме реализуемой продукции незначительна. Возможность влияния на цену у отдельной фирмы отсутствует, как и возможность сговора о величине цены между фирмами-продавцами. Величина продажной цены на таком рынке устанавливается стихийно как цена равновесия при равенстве спроса и предложения. По этой цене идет реализация продукции отдельной фирмы независимо от количества реализуемой ею продукции. Это положение иллюстрируется двумя графиками: для отраслевого рынка и для отдельной фирмы (рис.13).

а б

Рис. 13. Зависимость спроса на продукцию отдельной фирмы от равновесия на отраслевом рынке: а – отраслевой рынок; б- рынок отдельной фирмы.

P – цена единицы продукции;

Q – общее количество продукции на отраслевом рынке;

q – количество продукции, реализуемое одной фирмой;

D – кривая общеотраслевого спроса;

S – кривая общеотраслевого предложения;

Q0 - равновесное количество продукции на отраслевом рынке;

P0 – равновесная цена на отраслевом рынке, она же – цена реализации продукции отдельной фирмы;

d – кривая спроса на продукцию отдельной фирмы.

Из графиков (см. рис. 13) видно, что равновесная цена P0 устанавливается на отраслевом ранке и является постоянной ценой реализации для отдельной фирмы, т.е. на рынке чистой конкуренции кривая спроса для отдельной фирмы является прямой, параллельной горизонтальной оси. Понятно, что при постоянной цене валовой (общий) доход фирмы будет прямо пропорционален величине продаваемой фирмой продукции, т.е.

TR = P0 q,

где TR – валовой доход;

P0 - цена продажи единицы продукции;

q - количество реализуемой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: