Модель монополистической конкуренции

Эта модель является наиболее распространенной и охватывает отрасли по производству обуви, одежды, мебели, компьютеров, книг и так далее. Монополистическая конкуренция – это промежуточная модель между чистой конкуренцией и чистой монополией, но имеет больше общего с чистой конкуренцией, что делает кривую спроса хотя и пологой, но близкой к горизонтали. Число фирм в отрасли здесь от нескольких десятков до нескольких сотен. Причем доля любой из них в общей продукции отрасли колеблется от долей процента до 2-5%. Сговор между фирмами-производителями здесь практически невозможен. Но определенный (незначительный) контроль над величиной цены отдельные фирмы – наиболее крупные – имеют.

Это объясняется тем, что в отраслях с монополистической конкуренцией продукт нестандартен и даже неоднороден, но близок по качеству (внешнему виду, технико-экономическим параметрам, потребительским свойствам), по условиям и доступности приобретения (величина магазинов, их местонахождение, упаковка и т.д.). Другими словами, товары при монополистической конкуренции дифференцированы. Данное обстоятельство является основой для широкой неценовой конкуренции, опирающейся на различное качество, рекламу, товарные знаки, торговые марки.

В отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко вступить, поскольку фирмы здесь небольшие, и новой фирме потребуется небольшой капитал.

Для оценки степени монополизации и степени конкуренции в таких отраслях в США приняты два показателя: доля первых по величине четырех фирм на отраслевом рынке (обычно от 8 до 12%) и доля двадцати крупнейших фирм (от 25% до 55%).

По своим экономическим результатам (рациональность использования экономических ресурсов, уровень цен, объем производства) монополистическая конкуренция очень близка к чистой конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: