Под редакцией П.А.Леканта

Сборник

Упражнений

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического

образования в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

русский язык и литература

Москва «Высшая школа» 2003

Лексикология

Значение слова. Типы лексических значений слов.

Однозначность и многозначность

1. Определите, что объединяет и что отличает выделенные слова с точки

зрения соотнесённости их с понятием.

Белое покрывало. Белая ворона. Белые ночи. Белый снег. Белая

раса. Белый свет. Белая смородина. Белый человек. Белый

платок. Белая олимпиада. Повар в белом колпаке.

Плодородная земля. Родная земля. Далекая земля. Стремительно

лететь к земле. Оформить права на землю. Спуститься с небес на

землю. Изучать строение земли. Захватить Половецкие земли.

Сыпать муку в мешок. К полудню начинал сыпать дождь.

Сыпать деньгами. Соловей сыпал свои трели. Сыпал новыми

идеями. Клёны сыплют в пруд жёлтые листья.

2. Определите лексическое значение слова корень. Сравните его с

одноимённой словарной статьей в каком-либо толковом словаре.

3. Назовите принцип толкования лексического значения слов: а) с

помощью синонимов; б) с помощью антонимов; в) с помощью описания

сущностных свойств предмета, признака или процесса. Используйте

толковые словари русского языка.

Карандаш, перекрёсток, хороший, грубый, отрицать, дорожить.

4. Определите значения слова корень в тексте. От чего они зависят?

Выделите основное (исходное) значение слова.

1. Грозой вырвало сосну с корнем. 2. Рожь гниёт на корню.

3. Пресечь зло в корне. 4. Эта позиция в корне не верна. 5. Зуб

обломился, остался корень. 6. Смотри в корень. 7. Определите

корни в следующих словах: коренной, коренник, закоренеть.

8. Корень зла.

5. Распределите слова на две группы: к первой отнесите те, в которых

оценочное значение (одобрение или неодобрение) составляет

понятийное ядро слова; ко второй отнесите слова, в которых оценочное

значение является отличительным признаком.

Чудо, виртуоз, прелесть, дилетант, гений, талант, бездарь,

изумительный, оригинальный, необыкновенный, отвратительный,

доброта, библиоман, дивный, похвала, порицание, восторг, воз-

мущение, трущоба, дребедень, ахинея, соратник, сообщник,

пробуждать, отвращать, скопидом, транжира, трудяга, бездельник,

грубость, лесть, гнев, милость, формалист, ругать, ангел.

6. Употребите каждое слово в двух контекстах: в первом -

с

номинативной функцией; во втором -

с экспрессивно-оценочной функцией.

Образец: Он был молчаливым человеком. Вокруг стоял

молчаливый лес.

Воин, осёл, мешок, бессмысленность, ноша, лошадь, расплата.

Крепкий, мягкий, сладкий, сахарный, солёный, чёрный.

Дышать, грызть, схватить, усадить, провести, осаждать.

7. Определите, сузилось или расширилось лексическое значение

следующих слов в современном русском языке? (для справок

используйте «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.

Шанского, Т.В. Бобровой). Употребите данные слова в контексте.

Пионер, спутник, чернила, позор, квас.

8. Определите, в свободном или фразеологически связанном значении

употребляется слово в словосочетаниях.

Вкусное яблоко, глазное яблоко; красивое лицо, частное лицо;

зелёный лист, авторский лист; громкая речь, разговорная речь.

Живая природа, живая речь; жёлтые цветы, жёлтая пресса;

чёрные краски, чёрный юмор; мокрый плащ, мокрая курица;

сухой закон, сухая трава.

Ручей иссяк, терпение иссякло; завести речь, завести в лес;

закрыть глаза, закрыть счёт (в банке); напустить страху,

напустить воды (в ванну).

9. Найдите в текстах слова с синтаксически обусловленным значением,

подчеркните их как член предложения, определите их функцию.

Употребите, если это возможно, найденные слова в свободном значении с

номинативной функцией.

1.- Она, видно, работа-то, не мед, -

говорили соседи. -

Небось

была бы мед, кабы хозяин попался путный. Б

2. Разве умеет сестра свои выгоды соблюсти? Корова, сущая

корова: ее хоть ударь, хоть обними -

всё ухмыляется. Тонн.

3. Сувенир вдруг расходился. -

Ещё куражитесь! Голыш, а

куражится! Где ваш кров теперь, вы лучше мне скажите, вы все

им хвастались? У меня, дескать, кров есть, а ты бескровный! Т.

4. -

То, что вы сейчас сделали, милостивый государь,

недостойно честного человека, недостойно мундира, который вы но-

сите, -

и я пришел сказать вам, что вы дурно воспитанный

нахал! т.

5. Сатин отвернулся. -

Какие вы, однако, болтуны оба! -

промолвил он с досадой, вошел к себе в комнату и сел на стул. Т.

6. -

Она вся в отца, в Джиован Баттиста! Бедовая! Г.

7. Что это за субъект? -

спросил Санин... Я боюсь: он сплетник

ужасный; сейчас побежит рассказывать, что я в театре. Ну, всё

равно. Г.

10. Распределите слова по двум группам: к первой отнесите однозначные,

ко второй -

многозначные. Определите их значения с помощью

толковых словарей, проиллюстрируйте их примерами.

Капель, капитал, каникулы, капелла, карамель, кальмар,

кальций, кантата, качество, карантин, книга, клумба.

Лгать, лакомиться, лениться, лишить, льстить, любить,

любопытствовать, лезть, лицемерить, леденить.

Простой, палевый, плохой, пятый, публичный, прохладный,

портативный, прекрасный, пьяный, пылкий.

11. Выделите в тексте однозначные и многозначные слова, выполняющие

номинативную функцию. Определите, в каком из значений

употребляется многозначное слово в контексте. Найдите слова,

выполняющие наряду с номинативной экспрессивно-оценочную функцию

(имеющие коннотативное значение).

Рощи пальм и заросли алоэ, И чего еще ты хочешь, сердце?

Серебристо-матовый ручей, Разве счастье -

сказка или ложь?

Небо, бесконечно голубое, Для чего ж соблазнам иноверца

Небо, золотое от лучей. Ты себя покорно отдаешь?

Л. Гумилев

12. Определите основное (прямое) лексическое значение и переносное

значение выделенных слов. Выделите в ряду слов с переносными

значениями слова с фразеологически связанным значением, либо с

синтаксически обусловленным.

Образец: кирпичный дом -

«здание» -

прямое значение;

друзья дома -

«семья»; родной дом -

«очаг».

Отчетливая речь, грозная речь, Rap речи, разговорная речь,

музыкальная речь, поэтическая речь, письменная речь,

интеллектуальная речь, об этом не может быть иречи, поздравительные

речщ часть речи; громкая речь, звуки речи.

Держать ребенка за руку, держать оборону, коней;

держать тепло, держать корову, держать квартирантов, дер-

жать направление на юг, держать речь, держать слово; так

держать]

Широкий берег, широкое пальто, широкие поля, широкий жест,

широкие плечи, широкий кругозор, широкая общественность,

широкие намерения, широкая информированность, широкая

известность, широкая натура, в широком смысле слова,

широкая душа.

13. Опишите семантическую структуру слов, выделенных в

упражнении 12 (речь, держать, широкий). Сравните ваше описание со

словарной статьей в любом толковом словаре. Проверьте правильность

выделения прямого (основного, исходного) значения слова.

14. Найдите в тексте многозначные слова, употребленные в переносном

значении. Определите это значение, используя любой толковый

словарь русского языка.

Утро! Вот утро! Едва над холмами

Красное солнце взыграет лучами,

Холод осеннего, светлого дня,

Холод веселый разбудит меня.

Выйду я... небо смеется мне в очи.

С сердца сбегают лобзания ночи...

Блестки крутятся на солнце; мороз

Выбелил хрупкие сучья берёз.

И. Тургенев

15. Употребите данные ниже слова в контексте, соответствующем

указанному их значению.

Слово -

1. Единица языка, служащая для называния

отдельного понятия.

2. Разговор, беседа, обычно что-нибудь сказанное.

3. Мнение, вывод; достижение в какой-нибудь

области.

Хороший -

1. Положительный по своим качествам, вполне

удовлетворительный, такой, как следует.

2. Исполненный дружеских чувств, близкий.

3. Вполне достаточный, большой, значительный

(разг.).

Учить -

1. Передавать кому-нибудь какие-нибудь навыки,

знания.

2. Занимаясь, усваивать, запоминать.

3. Наставлять чему-нибудь, побуждать к

чему-нибудь.

16. Определите, в каком словосочетании выделенное слово употреблено

в переносном значении. Укажите это значение (с помощью толкового

словаря). Каким путем появилось у слова это переносное значение?

Путь к лесу, путь к победе; дробь каблуков, стрелять дробью;

кудрявая голова, светлая голова; собачьи лапы, еловые лапы;

заварить чай, приглашение к чаю; гроздья акации, гроздья

гнева; шерстяной ковёр, ковёр из трав; утренняя заря, заря

надежды; дубовая доска, шахматная доска; душа общества, добрая

душа.

Снег тает, деньги тают; грызть сухарь, грызть прислугу;

черпать воду, черпать знания; будить спящих, будить

любовь; раскусить сахар, раскусить характер; буря бушует, квас

бушует; тлеют кости, тлеет надежда; вертеть колесо,

вертеть подчиненными; докопаться до воды, докопаться до

истины.

Некрасивое лицо, некрасивая тайна; чёрное небо, чёрный хлеб;

серебряное кольцо, серебряный ручей; мёртвый человек,

мёртвая хватка; острая линия, острый бронхит; зелёная

трава, зелёный змий; дорогое время, дорогие вещи; слабый

характер, слабый ребенок; лёгкая музыка, лёгкая ткань; ленивый

ученик, ленивые голубцы.

17. Определите вид переносного значения выделенных слов и способ

переноса: а) метафора (по сходству); б) метонимия (по смежности).

1. И беглым золотом сверкает солнце по молодым осинам и

берёзам... J. 2. Она поет -

и звуки тают, Как поцелуи на

устах, Глядит -

и небеса играют В её божественных глазах... Л.

3. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие

навстречу им бегут... П 4. Он говорил о временах грядущих,

Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся. П.

5. Вся тварь разумная скучает: Иной от лени, тот от дел... /7,

6. Словесность русская больна: Лежит в истерике она... П.

7. Бывало, льстивый голос света В нем злую храбрость

выхвалял... л. 8. Она читала жадно... и равно Марлинского и

Пушкина любила... (Я сознаюсь в ее поступках)... но... /7. 9. С

росой на землю пала тишина. Из туч косматых прянула луна. Л

10. Еще безмолвен город сонный; На окнах блещет утра свет...

Л 11. Обомлела толпа, -

все ждут чего-нибудь -

Упрёков,

жалоб, слёз... Ничуть! л

18. Найдите слова, употребленные в переносном метафорическом

значении. Определите, какое сходство явлений лежит в основе метафори-

ческих переносов (по зрительному, обонятельному, осязательному,

вкусовому, слуховому восприятию; по функции; по общности

впечатлений (ассоциаций)).

1. Не смолкает напев соловьиный, Что-то шепчут ручьи и

листы. Бл 2. Вдруг -

виденье: большая дорога И усталая поступь

осла... Бл 3. Среди могил неясный шепот, Неясный шепот

ветерка. Бальм. 4. Как кроток и отраден день лучистый, И как

приветна ив прибрежных сень. Бальм 5. Вся природа казалась

больною И как будто молила меня, И грустила, прощаясь с

луною, В ожидании знойного дня. Бальм 6. Кукушки нежный

плач в глуши лесной Звучит мольбой тоскующей и странной.

Бальм. 7. Еще не умер звук рыданий, Еще шуршит твой белый

шелк... Гум. 8. Сковала бледные уста Святая Тишина, И в небе

знаменем Христа Сияла нам луна. Гум.

19. Найдите слова, употребленные в переносном метонимическом

значении. Определите характер взаимосвязи явлений (действие -

результат, материал -

изделие, вместилище -

вместимое, целое -

его часть и

наоборот и т.д.).

1. У давних пожарищ Обугленный склад. «Вот пропуск,

товарищ, Пустите назад...» Ахм. 2. Бог веселый винограда

Позволяет нам три чаши выпивать в пиру вечернем. П 3. Крик, хохот,

топот, говор, звон Стаканов, рюмок, шпор и чашек... Т. 3.

Петроградское небо мутилось дождем. На войну уходил эшелон.

Бл 4. Без конца -

взвод за взводом и штык за штыком Наполнял

за вагоном вагон. Бл. 5. Я клавишей стаю кормил с руки Под

хлопанье крыльев, плеск и клекот. Паст 6. Мне от бабушки-

татарки Были редкостью подарки... Ахм 7. Хотя я с барством

был знаком И с публикою деликатной, Я дармоедству был

врагом И другом голи перекатной. Паст

20. Найдите в текстах слова с переносным значением различного вида

(метафора, метонимия, синекдоха). Выделите среди них

общеязыковые (ориентируясь на толковый словарь) и индивидуально-авторские

(образные) переносные значения (изобразительно-выразительные,

тропы).

Но перед майскими ночами Таинственно румянил лик

Весь город погружался в сон, Перед зарей необозримой...

И расширялся небосклон; О, город мой неуловимый,

Огромный месяц за плечами Зачем над бездной ты возник?

А Блок

Полями наискось к закату уходят девушек следы.

Они их валенками вмяты от слободы до слободы.

А вот ребёнок жался к мамке. Луч солнца, как лимонный морс,

Затем во впадины и ямки и лужей света в льдину вмёрз.

Он стынет вытекшею жижей яйца в разбитой скорлупе

И синей линиею лыжи его срезают на тропе.

Луна скользит блином в сметане, все время скатываясь вбок,

За ней бегут вдогонку сани, но не даётся колобок.

Б. Пастернак

21. На каких особенностях лексического значения основана «игра слов» в

следующих текстах?

1. На дворе весна, грачи прилетели. Но тут уже не до прогулок,

когда нет денег, да и времени мало: приходится «выкраивать

часок». Не ножницами, конечно, это так только говорится, но

все равно трудно. Инб. 2. Принялся я было за неподслащенную

наливку, но от неё болела у меня голова; да признаюсь,

побоялся я сделаться пьяницею с горя, т.е. самым горьким

пьяницею. П. 3. Шёл дождь и два студента, один в калошах, другой в

Омонимия в русском языке

22. Найдите с помощью толкового словаря омонимы для следующих

слов. Определите их значения с помощью примеров. Назовите пути

появления этих омонимов.

1. Клуб, кран, лама, мочка, бор, уход, наряд, мол, рубка, такса,

лучок, волокита, шашка, бунт.

2. Записной, кислый, лихой, паровой, подводный, покойный,

холостой, худой, противный.

3. Рвать, складывать, засечь, срывать, трогать, косить, пожать,

просветить, зубрить, затопить, стянуть.

23. Распределите словосочетания с выделенными словами на две группы:

к первой отнесите примеры с полными лексическими омонимами, ко

второй -

с неполными. Укажите причину, по которой слово

относится к неполным (частичным) омонимам.

Образец: 1. Перелом стопы -

мн. ч. стопы, стоп, стопам.

2. Трёхсложная стопа (анапест) -

стопы, стоп,

стопам. Различное ударение в формах мн. ч.

Растворить соль -

растворить ставни; косить глазами -

косить траву; сельский кулак -

тяжёлый кулак; морское судно -

медицинское судно; лисий мех -

кузнечный мех; прочный мир

-

мир природы; мешать кашу -

мешать работать; ямбический

метр -

квадратный метр; метить бельё -

метить в

начальники; запустить мотор -

запустить учёбу; кусать губы -

Онежская губа; стан врага -

стройный стан; стирать со стола

-

стирать бельё; мухи развелись -

муж с женой развелись.

24. По каким причинам появились следующие омонимы в русском

языке? В случае необходимости обращайтесь к «Словарю омонимов

русского языка» О.С. Ахмановой.

Губка -

низшее многоклеточное неподвижное морское

животное, губка -

уменьшительное к «губа» -

кожная складка,

образующая край рта.

Издать -

напечатать, издать -

произвести (звук, запах).

Заговор -

тайное соглашение о совместных действиях против

кого-нибудь в политических и др. целях, заговор -

по

суеверным представлениям: магические слова, обладающие

колдовской или целебной силой.

Лезгинка -

же не к. р. к «лезгин», лезгинка -

национальный

танец.

Лира -

музыкальный инструмент, лира -

денежная единица.

Жуть -

чувство тоскливого беспокойного страха, жуть -

о

чем-либо, приводящем в ужас своим видом, количеством и т.д.

Грести -

подбирать граблями, лопатой, грести -

работать

веслом для приведения в движение лодки.

25. Определите, какие из выделенных слов являются лексическими

омонимами, а какие -

омофонами, омографами, омоформами.

Град размером с куриное яйцо -

старинный град; свиные почки

-

берёзовые почки; три яблока -

три моркови; печь пироги -

нетопленая печь; красные щёки -

красные молодцы; глубокая

пропасть -

пропасть в тумане; посол России в Швеции -

пряный посол сельди; старинный род -

беззубый рот; пороть

чушь -

пороть розгами; рациональное использование средств -

рациональное число; дальняя дорога -

память дорога; парить

солому -

парить в небесах; в течение дня -

в течении реки;

сказать зло -

совершить зло (в значении злой поступок);

засыпать зерно -

крепко засыпать; сорока-воровка. -

у сорока

учеников; не сомкнуть век -

двадцать первый век; зимняя

doll

рога -

ткань дорога; лицо грустно -

на душе грустно; вкусный

груздь -

отогнать грусть; съезд учителей -

съест булочку;

сущая напасть -

внезапно напасть; гнёт подкову -

тяжёлый

гнёт; неподвижный часовой -

часовой циферблат; простой

вывод -

простой вагонов; гвардии рядовой -

рядовой поступок;

голубой атлас -

атлас мира.

26. Определите значения, в которых указанные слова могут выступать

как лексические омонимы, омоформы, омофоны или омографы.

Проиллюстрируйте эти значения употреблением слов в

соответствующих контекстах.

Гриф, ласка, ласточка, пеночка, норка, хлопок, безобразный,

промокнуть, лечу, глава, глас, край, пол, полагать, рожь,

рядить, рок, стекло, наклонение.

27. Найдите омонимы в следующих текстах. Определите, к какому виду

(лексические, фонетические, морфологические, графические) они

принадлежат.

1. Мир, нам нужен мир!

Мир, чтоб смеяться,

Мир, чтоб трудиться,

Мир, чтоб любить и дружить!

Мир, чтоб любовью своею гордиться

И песни о ней сложить. От.

2. Вдруг лебедей метнулась пара...

Не знаю, чья была вина...

Закат замлел за дымкой пара,

Алея, как поток вина. Бл.

3. Ваши принципы просты:

Вы очень любите остроты,

Но вы боитесь остроты. Безым.

4. Гражданин фининспектор,

я выплачу пять,

все нули

у цифры скрестя!

Я

по праву

требую пядь

в ряду

беднейших

рабочих и крестьян. М

28. Разграничьте омонимы и многозначные слова, пользуясь одним из

приёмов: а) подбором синонимов; б) родственных слов; в) лексико-

синтаксической сочетаемостью. Учитывайте то, что один из

омонимов может быть многозначным словом. Обращайтесь к толковым

словарям.

Сбиться с такта -

отбивать такт -

отсутствие такта.

Душевное тепло -

в доме тепло -

сидеть в тепле -

на улице один

градус тепла. Метать искры -

метать гранаты -

метать

икру -

метать стога. Титул чемпиона -

титул книги -

графский титул. Знать толк в чём-нибудь -

рассуждать с толком -

либералы разного толка -

толк ногой под столом. Въехать во

двор -

ходить по дворам -

птичий двор -

явиться ко двору.

Спрос и предложение -

предложение руки -

вопросительное

предложение. Гербовая печать -

обзор печати -

печать горя

на лице. Гусиное перо -

взяться за перо -

перья лука -

бойкое

перо. Важный мотив -

мотив пьесы -

весёлый мотив.

Завязать дружбу -

завязать галстук -

завязать глаза.

29. Найдите слова, которые имеют омонимы. Определите их лексическое

значение.

1. И чужие миру звуки

Издалека набегают,

И незримый бисер руки,

Задрожав, перебирают. Гум.

2. Между страданьями земными

Одна земная благодать:

Живя заботами чужими,

Своих не видеть и не знать. Бл.

3. Её лицо изобразило так много мук, что может быть,

Когда бы вы их разгадали, то поневоле зарыдали. Л.

4. Мы можем бросать беспокойные тени,

Их МеСЯЦ ВЫТЯГИВаТЬ будет В ДЛИНу. Балъм.

5. Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра. П.

6. И в молчаливом кабинете,

Забыв на время всё на свете,

Осталась наконец одна. 77.

7. Открыли дверь, и в кухню паром

Вкатился воздух со двора.

И всё мгновенно стало старым,

Как в детстве в те же вечера. Паст

30. Определите, какие языковые явления лежат в основе игры слов в

следующих текстах.

1. Чему ты, маска, рада?

Чем объяснить твой лик?

Во время маскарада

Я -

маска, а не лик. ЯК.

2. Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеется берегу. Бл.

З.День отработала сполна

И спала, и спала волна, if. Зубарев

4. В камзоле Баклажан

Был полон блеска,

На кухне утром

-

Треска зазналась!

Ишь, как много треска

Изволила поднять на сковородке! ЯК.

31. Определите значение слов-паронимов. Какими признаками они

отличаются друг от друга (значением, сочетаемостью на лексическом и

синтаксическом уровнях, стилистической окраской)? Для справок

используйте толковые словари. Приведите примеры употребления

паронимов в контексте.

Предоставить -

представить; проступок -

поступок; рыбий -

рыбный; генеральный -

генеральский; претендент -

прецедент; экономия -

экономика; чувствительный -

чувственный; дипломат -

дипломант; адресат -

адресант; абонент -

абонемент; праздный -

праздничный; обидный -

обидчивый;

здравица -

здравница; человечество -

человечность; деловой -

деловитый; надеть -

одеть; индеец -

индиец; факт -

фактор;

несоизмеримый -

неизмеримый; континент -

контингент,

реалистичный -

реалистический.

32. Учитывая значение паронимов, подберите к существительным

согласующиеся с ними по смыслу прилагательные и глаголы.

Книгу, право (представить, предоставить); дом, стену

(перекрасить, приукрасить); работа, бумага (писчая, письменная);

процесс, роман (реалистичный, реалистический); чистота,

мировоззрение (идеальный, идеалистический); человек, поступок

(величавый, величественный); пособие, государство (социаль-

ный, социалистический); жизнь, музыкант (бродяжий,

бродячий); случай, порыв, родственник (единый, единичный,

единственный); дерево, яблоко (встряхнуть, стряхнуть).

33. Выделите в текстах омонимы и паронимы. Определите их виды и

цель употребления.

1. Новым чувствам всем сердцем отдался,

Как ребенок душою я стал;

И я сжег всё, чему поклонялся,

Поклонился всему, что сжигал. Т.

2. Черты прекрасные, молю я,

Изобрази мне, их малюя,

И я написанный пастелью,

Портрет повешу над постелью. Мин,

3. Такой же точно ночью, как вот эта

Встречаете вы двадцать первый век.

Прочтите книгу старого поэта:

Я тоже не смыкал сегодня век. Анток.

4. По лужку

За водой

За тишайшею

Я бреду,

Как в бреду,

Что же дальше, а? Вл. Жуков

Синонимия и антонимия

34. С помощью любого словаря синонимов подберите синонимы к

следующим словам и составьте с ними словосочетания или

предложения.

Друг, дружеский, дружить.

Учитель, ученый, учить.

Жалоба, жалобный, жаловаться.

35. Выпишите из двух групп слова, находящиеся в синонимических

отношениях. Составьте синонимические ряды, начиная с доминанты.

1. Способный, вежливый, активный, энергичный, недурной,

правдивый, корректный, милый, честный, приятный,

даровитый, хороший, деятельный, догадливый, деликатный,

сметливый, талантливый, обходительный.

2. Надоедливый, высокомерный, надменный, равнодушный,

дурной, скверный, бесчувственный, докучный, робкий, гордый,

боязливый, плохой, гадкий, трусливый, назойливый, несмелый,

навязчивый, заносчивый, отвратительный, безучастный.

36. Определите значение каждого из приводимых ниже членов

синонимических рядов (с помощью толкового словаря). Укажите, какой

семантический признак для них является общим и в чём заключаются

смысловые различия (оттенки значений).

Понять, постичь, постигнуть, разгадать, раскусить.

Кушанье, блюдо, яства.

Незначительный, ничтожный, мизерный, нищенский,

пустяковый, пустячный, пустой, чепуховый.

Единый, цельный, целостный, неделимый, нераздельный,

неразделимый, монолитный.

37. В одном из словарей синонимов к слову лёгкий приведены три

синонимических ряда, обусловленных его многозначностью.

Определите лексическое значение доминанты в каждом ряду.

Лёгкий, легковесный, невесомый.

Лёгкий, воздушный, эфирный.

Лёгкий, нетрудный, несложный, простой, элементарный,

нехитрый, пустяковый, немудрёный.

38. К следующим словам подберите синонимы (синонимические ряды),

учитывая многозначность слова.

Звезда. Лицо. Мгновенье.

Свежий. Сырой. Острый.

Идти. Любить. Открыть.

39. Выделите в следующих группах слов многозначные слова.

Определите их значения, подберите синонимы, учитывая каждое значение

многозначного слова. Находятся ли подобранные слова в

синонимических отношениях между собой?

Голос, жаркое, время, напрасно, люстра, положение, изюм.

Найти, табель, передовой, абажур, расчёска, парта.

Редкий, область, картофель, форма, правило, едва, лишний.

40. Определите, к какой группе относятся синонимы в следующих

синонимических рядах (семантические, стилистические,

семантико-стилистические, дублеты). Выделите доминанту в каждом ряду.

1. Легкомысленный, несерьёзный, неосновательный, пустой,

ветреный, шалопутный. 2. Лентяй, ленивец, лодырь, лежебока,

байбак. 3. Мелодия, мотив, напев, голос. 4. Мерить, измерять,

вымерять, замерять, обмерять. 5. Энергичный, активный,

деятельный. 6. Пассивный, инертный, бездеятельный,

бездейственный. 7. Глаза, очи, зенки. 8. Обманщик, плут, пройдоха.

9. Пасмурный, хмурый, сумрачный, серый, тусклый,

ненастный. 10. Паломник, странник, пилигрим. 11. Языковедение,

лингвистика, языкознание. 12. Поцеловать, расцеловать,

облобызать, чмокнзнгь.

42. Найдите в предложениях и текстах синонимы. Определите, к какой

группе они относятся, какими оттенками значений или

стилистическими свойствами различаются. С какой целью употребляет

синонимы автор? Какое общее значение объединяет эти синонимы?

1. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дре-

мучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Сол.

2. Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник

оказался у Невредимовых. С.-Д 3. Через двести-триста лет

жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной,

изумительной, ч. 4. Фашизм враждебен всякой культуре, в том числе и

немецкой. Всякую национальную культуру он стремится

разгромить, уничтожить, стереть самую память о ней. А.Т. 5.

Конторщик напрягся и изобразил черт знает что: и умиление, и

восторг, и восхищение, и немое обожание. И все это по поводу

счастливой встречи с представителем власти. И., П. 6. То, что он

увидел в них [глазах], он никогда не назвал бы радостью, но

это было больше радости, было ликование. Ф. 7. Началась

анархия, то есть безначалие. С.-Щ. 8. Катя обожала природу, и

Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом. Т. 9. Он знал в

детстве не нужду, но бедность. Н.Э. 10. Каким молодым он еще

был тогда! Как часто и упоенно хохотал -

именно хохотал, а не

смеялся! Берг. И. Петр Михайлович явно запоздал со своей

здравицей. Да и голос его был ненатурален, неестественен и

фальшив. Ал.

43. Подберите синонимы к выделенным словам, учитывая значение этих

слов в контексте. Укажите разную стилистическую окраску, сферу

употребления, активность употребления (новые, устаревшие), тип

значения (свободное, фразеологически связанное) подобранных слов.

{.Страшный сон увидел я сегодня:

Снилось мне, что я сверкал на небе,

Но что жизнь, чудовищная сводня,

Выкинула мне недобрый жребий. Гум.

2. Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки.

Расстраиваться не надо.

У страха глаза велики. Паст.

3. Я бледные вижу ланиты,

Я поступь лебяжью ловлю,

Я слушаю говор открытый,

Я тонкое имя люблю\ Бл.

4. Были годы тяжелых бедствий,

Годы буйных, безумных сил.

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь. Ее.

44. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам.

Абстрактный, абсурд, дидактический, интеллектуальный,

архитектор, игнорировать, инверсия, инцидент, максималист,

мизантроп, филантроп, гуманный, мажорный, паритет,

нейтралитет, минорный, презентация, фатальный.

45. Найдите в текстах синонимы. Определите, какие из них можно

считать общеязыковыми, а какие контекстуальными. Укажите оттенки

значения семантических синонимов: степень проявления признака,

расширение или сужение значения, абстрактное и конкретное

значение, дополнительное значение. Назовите стилевую принадлежность

слов-синонимов.

1. Костер был погашен. Но головешки оттого костра с их

едким, щиплющим глаза дымком и резким, раздражающим

запахом каким-то образом переселились в мое сердце, отчего

жизнь, ещё вчера полная очарования и ослепительного смысла,

сразу же потускнела для меня, слиняли её краски, побледнели,

и всё вдруг как бы задернулось серой, нерадостной пеленой,

через которую не мог пробиться ни один солнечный лучик и

осветить, согреть осиротевшую, напуганную душу ребенка. Ал.

2. Почему всегда пишут о человеке -

худой, а не сухопарый, не

тщедушный, а тощий? Почему не стужа, а холод? Не хибарка, а

хижина? Не каверза, не подвох, а интрига? Многие... думают,

что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают

миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой, -

и

мало ли какие еще. Чук. 3. Когда-нибудь заедем к ним; ты их

обяжешь; А то, мой друг, суди ты сам: два раза заглянул, а там

уж к ним и носу не покажешь. 77. 4. Девчонки сразу же

разбегались по домам. Ребята же вели себя совершенно по-иному.

Они вылетали из школы пулей, точно их и вправду

выстреливали оттуда. Шалые от радости, они...

вприпрыжку

проносились мимо меня и тут же, за оградой, начинали разные игры. Ал.

46. Составьте словосочетания с данными синонимами, используя слова,

помещенные в скобках.

Тонкий, ювелирный, филигранный, изысканный, щекотливый,

проницательный, чуткий (работа, ум, слух, пальцы, запах,

обращение, человек).

2* 19

Работать, творить, делать, созидать, производить, создавать

(проект, дело, портрет, картина, продукция, будущее,

произведение, шедевр).

Смешной, смехотворный, забавный, комичный, потешный,

курьезный (случай, человек, заработки, происшествие, актер,

выступление).

Ясно, ярко, четко, отчетливо, рельефно, наглядно, определенно

(объяснять, рисовать, говорить, писать)

Буйный, бурный, шумный, беспокойный, неудержимый,

безудержный, стремительный (радость, веселье, поток, человек,

хохот, торжество).

Сторожить, охранять, беречь (имущество, граница, огород).

Горячий, жаркий, жгучий, раскаленный, знойный (песок, день,

погода, лучи, почва, пища).

Погасить, потушить, задуть, выключить (электролампа, свеча,

костер).

47. Подберите синонимические ряды (либо слово-синоним) к

прилагательному крепкий, учитывая его значение в данных контекстах.

Охарактеризуйте экспрессивно-стилистические и смысловые

особенности синонимов в каждом ряду

Образец: Крепкий чай -

густой, наваристый, «колерный».

Крепкий краситель, крепкий раствор, крепкая материя,

крепкий запах, крепкие духи, крепкие напитки, крепкий лед,

крепкий мороз, крепкий ветер, крепкий сон, крепкий организм,

крепкая дружба, крепкие устои, крепкий удар, крепкое слово,

крепкое рукопожатие.

48. Дополните синонимические ряды, определите различия в

употреблении отдельных синонимов, составьте с ними предложения.

Скоро, быстро, бойко, проворно, живо...

Рассказывать, передавать, разглашать...

Старожил, абориген...

Дарование, умение, талант...

Старый, закоренелый, давний, вековой...

49. Подберите антонимы к словам, укажите среди них однокорневые и

разнокорневые.

Зима, вечер, верх, добро, грязь, свет, ад, победа, встреча.

Грамотный, актуальный, спокойный, редкий, конкретный,

внешний.

Бледнеть, отрицать, похвалить, радоваться, угнетать, бросить,

расцвести.

50. Найдите антонимы в следующих предложениях. Какое общее

значение выражает каждая пара антонимов? Какова в связи с этим

функция антонимов в каждом тексте? (Выражение временных,

пространственных отношений, средство характеристики персонажа и др.).

1. Сперва он накормил Муму хлебушком, обласкал её, уложил,

потом начал соображать, да всю ночь напролёт и соображал,

как бы получше её спрятать. Т. 2. Действительность раздражала

его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, может быть, для

того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к

настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не

было. Ч. 3. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку

хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича -

на редьку

хвостом вверх Г. 4. Общество погрузилось с некоторых пор в такую

смуту, что и само не разберёт, пьяно оно или трезво. С-Ц. 5. Кто

не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет. Бел

6. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на

друга надеешься. Л. Г. 7. Вереница дам, говорливых и

молчаливых, тощих и толстых, потянулась вперёд, и длинный стол

зарябел всеми цветами. Г.

51. Укажите, на противопоставлении каких признаков (количественных,

качественных, временных, пространственных и др.) основана

антонимия выделенных слов в отрывках из произведений М.Ю. Лермонтова.

Как называется стилистический приём, основанный на

словах-антонимах?

l.Co всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

2. Из груди извлечён не речь, но стон;

И не привет, упрёк услышит он.

3. Смерть и бессмертье,

Жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто.

4. Родится с жизнью этот ключ

И с жизнью исчезает;

В ином он слаб, в другом могуч,

Но всех он увлекает.

5. Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней.

6. Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой.

52. Подберите антонимы к слову, различное значение которого

формируется контекстом. Укажите слова с фразеологически связанным

значением.

1. Цветущий вид, цветущий сад. 2. Сладкое яблоко, сладкая

жизнь. 3. Крепкий сон, крепкое здоровье. 4. Легкое пальто,

легкая задача, легкий смех. 5. Ритмичная работа, ритмичные

движения. 6. Мягкий характер, мягкий хлеб, мягкое кресло.

7. Узкий берег, узкий взгляд. 8. Косой дождь, косой взгляд.

9. Глубокое ущелье, глубокий сон, глубокие познания. 10.

Тихая улица, тихий свет. 11. Жидкие волосы, жидкий кофе.

12. Короткое платье, короткий срок, короткий век.

53. К разным значениям многозначных существительных,

прилагательных, глаголов, наречий подберите антонимы. Там, где это возможно,

образуйте антонимические пары. Составьте по три предложения с

антонимами каждой части речи.

Образец: Минус -

черточка -

плюс; минус -

ниже нуля -

выше

нуля; минус -

недостаток -

достоинство.

Минус, завязка, взлет, чуткость, доход, труд, тоска, ядро,

пессимизм.

Мутный, полный, грубый, новый, молодой, сильный,

талантливый.

Краснеть, залезть, продать, ввести, говорить, любить,

разрешать.

Ловко, нежно, горячо, густо, слегка, дешево, точно.

54. Вспомните и запишите пять пословиц или поговорок, в которых

употреблены антонимы.

55. Найдите антонимы к каждому члену синонимического ряда в

следующих словосочетаниях.

Высокий, громкий, звенящий, звонкий звук.

Маленький, крошечный, миниатюрный прибор.

56. Продолжите ряд названий, построенных на антонимии.

«Война и мир» Л.Н. Толстого,...

57. Найдите в текстах слова, связанные антонимическими отношениями.

Выделите общеязыковые и контекстуальные антонимы. Назовите

структурные и смысловые признаки, по которым определяется про-

тивоположное значение слов. Какой стилистический прием основан

на употреблении антонимов?

1. Возникают, стираются лица,

Мил сегодня, а завтра далёк.

Отчего же на этой странице

Я когда-то загнул уголок? Ахм.

2. Уж заметна воздуха прохлада,

И убыль дня, и ночи рост. Инб.

3. Он был какой-то для всех подходящий. И такой, и этакий, и

с теми, и с этими, и не злой, и не добрый, и не очень жадный, и

не очень уж щедрый, и не то чтобы осьминог, и не совсем

оглоед, и не трусливый, и не смельчак, и вроде бы не хитрец, и

влб же время не простофиля... Он был совершенно никакой,

/В ад и к Батон. Триф.

/

58. (Обобщающее) Найдите в поэтическом тексте антонимы. Выделите

среди них общеязыковые и индивидуально-авторские, определите

цель их использования. Можно ли подобрать синонимы к каждому

антониму? Проанализируйте все случаи употребления слов в

переносном значении, определите вид переноса.

Окошко. Стол. Половики.

В окошке -

вид реки...

Черны мои черновики,

Чисты чистовики.

За часом час уходит прочь,

Мелькает свет и тень.

Звезда над речкой -

значит, ночь.

А солнце -

значит, день.

Но я забуду ночь реки,

Забуду день реки:

Мне спать велят чистовики,

Вставать -

черновики.

Н.Рубцов

Формирование лексики русского языка.

Исконно русская и заимствованная лексика

59. Распределите слова по группам исконно русской лексики: а)

общеславянские слова; б) восточнославянские; в) собственно русские.

Используйте «Краткий этимологический словарь русского языка»

Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской или «Этимологический

словарь русского языка» М. Фаем ер а.

Мать, отец, брат, сестра, шурин, сирота; брусника, береза, ель,

дуб, земляника, яблоко, жимолость; болото, ветер, солнце,

небо, месяц; коростель, журавль, перепел; бойня, колобок,

бочка, клинок, кружево; лавка, печь, потолок, дом, изба;

ведать, корчевать, взять, болеть, затеять, коверкать;

беспризорный, беспечный, упругий, гнедой, бравурный; сутки, племя,

беседа, четверг, вкус.

60. Распределите слова по двум группам: а) общеславянские, б)

собственно русские, обращая внимание на семантику и особенности

строения слов. В случае необходимости обращайтесь к этимологическим

словарям.

Рать, ратай; доклад, класть; глубина, глубокий; землянка,

приземление, земля; игла, иглоукалывание; быть, быль, былина;

чело, челка, челобитная; вилы, вилка; голубь, голубцы; баба,

бабка, бабушка; друг, дружина, дружинник; мало, меньше,

меньшинство; валить, валежник; колос, колоситься, колосова-

ние; большой, большевик; дерзать, дерзкий, дерзость; знамя,

знаменосец, ознаменовать; бодрствовать, бодрый; жена, жених,

женщина, женственный; громада, громоздить, громоздкий;

вожатый, вести.

61. Выпишите отдельно восточнославянские и собственно русские слова,

обращая внимание на их семантику и структуру. Используйте

этимологический словарь.

Баян, бурлак, барин, барахтаться, бурлить, брыкать, баранка,

буханка, балалайка, баловать, бабочка, балагур, байдарка,

багульник, багрец, багор.

62. Выпишите из «Краткого этимологического словаря русского языка»

Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской последовательно все

общеславянские, восточнославянские и собственно русские названия

птиц и рыб.

63. С помощью указанного выше словаря установите происхождение

названий месяцев года.

64. Сгруппируйте старославянизмы согласно их фонетическим

признакам (неполногласие, сочетание ЖД, начальные А, Е и др.). Укажите

соответствующие русские варианты слов, если это возможно.

Вред, плен, измождённый, краткий, пещера, жажда, невежда,

агнец, прах, союз, помощь, растение, юдоль, ладья, гражданин,

разница, младенец, возбранять, страна, хищный, юный,

единый, мощь, страж, освещение, брада, жребий, предать,

сокращать, хождение, юродивый, бредить.

65. Выделите морфемы старославянского происхождения, которыми

характеризуются следующие слова. Подчеркните слова, в которых

таких морфем несколько, а также слова, в которых наряду со

словообразовательными есть фонетические признаки старославянизмов.

Издать, исход, истекать, измерить, возглавить, низвергать,

ниспадать, воплотить, воспрянуть, предпочесть, чрезмерный,

прелесть.

Властитель, хранитель, утешитель, воспитатель, свидетель;

боязнь, жизнь, болезнь; кормчий, ходатай, глашатай; дерзание,

вдохновение, мание, изречение, забвение; телесный,

словесный, древесный, чудесный; алчущий, будущий, страждущий,

сидящий, влачащий; бедствие, путешествие, странствие,

сочувствие; царство, богатство, господство, средство; твердыня,

гордыня, битва; надменный, смиренный, согбенный, бренный.

Злодеяние, суеверие, благонравие, добродетель, злонравие,

благодарить, благословенье.

66. Выпишите из текстов старославянизмы, укажите их признаки

(фонетические, словообразовательные, семантические); назовите

стилистические функции, которые выполняют эти слова.

1. Вот с мыслью о гражданском браке,

С челом мрачнее сентября,

Нечесаный, в нескладном фраке он предстоит у алтаря,

Вступая в брак «принципиально», -

Сей новоявленный жених.

Священник старый, либеральный

Рукой дрожащей крестит их Бл.

2. Однажды странствуя среди долины дикой,

Незапно был объят я скорбию великой

И тяжким бременем подавлен и согбен,

Как тот, кто на суде в убийстве уличен 17.

3. Когда надеждой озаренный

От рабства пробудился мир,

И галл десницей разъяренной

Низвергнул ветхий свой кумир... /7.

67. Выпишите старославянизмы. Распределите их на три группы по

употреблению (вытеснившие исконно русские слова; отличающиеся по

значению от русских вариантов; не употребляющиеся, но известные

по памятникам).

1. И в какой иной обители

Мне влачиться суждено,

Если сердце хочет гибели,

Тайно просится на дно? Бл.

2. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной... Л.

3. Превращен внезапно в ягуара,

Я сгорал от бешеных желаний,

В сердце -

пламя жгучего пожара,

В мускулах -

безумье содроганий. Гум.

4. Ты всем несёшь свой дар успокоенья,

И даже тем, кто суетной душой

Исполнен дерзновенного сомненья.

К тебе, о царь, владыка, дух забвенья,

Из бездны зол несётся голос мой:

ПриДИ. Я ЖДу. Я Жажду ПрИМИреНЬя! Балъм.

68. Прочитайте текст, посвященный этимологии слов «лето», «год»,

«погода», «время». Составьте по этому образцу рассказ о происхождении

названий осенних и зимних месяцев, учитывая их древнерусские

наименования сентябрь -

«ревун», октябрь -

«грязник», ноябрь -

«грудень» и т.д.

В древнерусском языке слово лето (буквально «период

дождей» -

от лить) обозначало не крайне жаркое время года, но

год календарный, то есть двенадцать месяцев. Год произошло

от годити -

«ждать», «ожидать». Слова год, година означали

«время», «пору» и даже «судьбу». И выражение сколько лет

понималось как «сколько времени, сколько годов». Год

календарный известен только с XIII века. Лето же в смысле «год»

упоминается в 907 году, в «Договоре великого князя Олега с

греками».

Древний смысл слов лето -

год -

время (от глагола вертеть,

то есть повторяться, приходить и уходить) дошёл до нас в

словах летопись, многолетние травы, столетие, в здравице

«Многая лета...».

От слова год образовалось годовати, то есть «проживать год»,

«позволять», «угождать»; угодить -

«сделать вовремя, доста-

вить радость»; негодовать -

«возмущаться теми, кто делает не-

позволенное и не вовремя»; непогода -

«дурное время»,

«дурная погода», (раньше звучало -

негода); негодяй -

подлый,

низкий человек (раньше -

не годящийся к военной службе,

увечный, больной); погожий день -

хороший день; пригожий -

«красивый, красный» (лето красное).

Итак, слова лето, год, погода, время связаны друг с другом

своим происхождением. (ПоД. Кобякову)

69. С помощью «Словаря иностранных слов» определите, из какого языка

заимствованы русским языком следующие слова. Разбейте их на

тематические группы.

Аренда, аспирантура, анапест, амфибрахий, брокер, базис,

башка, башлык, балласт, бурдюк, буржуа, декан, институт,

интеллект, интеллигент, иллюзия, плед, пленэр, прайс,

ревматизм, рифма, реноме, кукла, казна, кафе, колосс, лингвист,

лампа, литература, музей, магия, магнитола, митинг, предмет,

объект, параметр, прагматика, парадигма, структура, сервис,

сайра, сардины, секрет, огурец, фонарь, халат, организм,

сервер, школа, фальшь, поэт, трагедия, комедия, ярлык.

70. К каждому заимствованному слову высокого стиля (из греч., лат.,

франц. языков) подберите русский синоним. Запишите

синонимическую пару (ряд), назовите язык-источник, пользуясь приметами

заимствованных слов.

Активный, претензия, детально, контур, революция,

конституция, оригинальный, пассивный, компетентный, идеальный,

компенсировать, абсурд, абсолютный, контакт, лидировать,

персональный, культура, префикс, флексия, эмоции, дискуссия,

адекватный, фонема, негативный, мизантроп, филантроп.

71. Распределите заимствованные слова по группам согласно способу их

освоения русским языком (семантический, фонетический,

графический, грамматический). Пользуйтесь словарями иностранных слов,

этимологическими словарями, словарем «Новых слов и значений».

Выделите экзотизмы и варваризмы.

Кемпинг, хобби, хит, леди, франк, крендель, матрос, сюртук,

георгин, ландшафт, марля, кухня, хот-дог, хэппи энд, мини,

бордо, макароны, курага, сельдь, металлург, шахматы, лекция,

денди, франт, банзай, фиеста, сейм, иена, аб ово, альма матер,

окей, шашлык, авокадо, зурна, перламутр, клипсы, вокзал,

лидер, лауреат, дилер, маркетинг, менеджер, сервер, веб-сайт,

овация.

72. С помощью словаря иностранных слов переведите заимствованные

элементы слов, укажите язык-источник, приведите не менее трех -

пяти примеров слов, в составе которых присутствуют эти элементы.

Аква-, био-, вита-, теле-, кардио-, интер-, архи-, макси-, гео-,

поли-, моно-, экстра-, супер-, экс-, им-, транс-, порт-, фило-,

оним-, син-, -тор.

73. (Обобщающее) Выпишите из текста заимствованные слова (в том

числе старославянизмы). Пользуясь словарем иностранных слов,

наблюдая фонетические и грамматические приметы, определите, из

каких языков они заимствованы. Какова стилистическая функция

употребления этих слов? Сравните в количественном отношении

заимствованные и исконно русские слова.

Иван Петрович вернулся в Россию англоманом. Коротко

остриженные волосы, накрахмаленное жабо, долгополый

гороховый сюртук со множеством воротничков, кислое выражение

лица, что-то резкое и вместе с тем равнодушное в обращении,

произношение сквозь зубы, деревянный внезапный хохот,

отсутствие улыбки, исключительно политический и политико-

экономический разговор, страсть к кровавым ростбифам и

портвейну -

все в нем так и веяло Великобританией; весь он

казался пропитан ее духом. Но -

чудное дело! -

превратившись

в англомана, Иван Петрович стал в то же время патриотом,

хотя Россию знал плохо, не придерживался ни одной русской

привычки и по-русски изъяснялся странно: в обыкновенной

беседе речь его, неповоротливая и вялая, вся пестрела

галлицизмами; но чуть разговор касался предметов важных, у

Ивана Петровича тотчас являлись выражения вроде: «оказать

новые опыты самоусердия», «сие не согласуется с самою

натурою обстоятельства» и т.д. Иван Петрович привез с собою

несколько рукописных планов, касавшихся до устройства и

улучшения государства; он очень был недоволен всем, что

видел, -

отсутствие системы в особенности возбуждало его

желчь. И Тургенев

74. Над каким явлением в русской речи иронизирует данный текст?

-

Куда ж это мы попали?

-

В бенуар, дяденька-с, -

проговорил несколько озадаченный

Сеня.

-

Да что за черт такой, пенуар-то этот?

-

Вероятно, что буфет, дяденька-с...

-

Выдумал тоже: пенуар -

буфет... Дурень!

-

Французское слово меня спутало, дяденька-с, -

виновато

заговорил Сеня, -

я теперь вспомнил-с, -

выпивка-то

по-французски, «буар» выходит, а не бенуар.

-

Не заведу-с, потому будуар, дяденька, это дамская спальня-с,

а не буфет-с... Главное, что меня сбило, слова сходствен-

ны-с, буар, бенуар... Распивочное слово-ci И. Мяснищий

Лексика русского языка

с точки зрения сферы употребления

75. Выпишите из текстов диалектизмы. Распределите диалектную

лексику по группам: а) лексические; б) лексико-семантические; в)

этнографические. Где это возможно, укажите фонетические и

грамматические признаки диалектизмов. Какие стилистические функции

они выполняют? Пользуйтесь «Толковым словарем живого

великорусского языка» В.И. Даля.

1. За топкой надо бы сходить. Завтра хлебы печь, а топка

сырая. Прасковья надевала кичку, гляделась в зеркало. За столом

в дыму, словно за торжицем, писарь сидит. С подмарья

спрыгнул КОТ. Зам.

2....Как только вышли за деревню, да попали в эту темь, во

мглу, в холод, да прошли, может, с версту, так и заблудились.

Тут большой верх, агромадный луг, буераки до самого села

идут, а над ними дорога всегда есть, вот мы и потрафляли по

ней, всё думали, что верно держимся. Б.

3. -

Почему вы не знаете «измигул» и «сутемень»? Это меня

удивляет. Забыл тоже сказать о «вшивом спорте», как

«пускают ВОШЬ На ВЫГОНКИ» С Другой ВОШЬЮ. Леек.

4. -

Ить нету зараз своих (лошадей), все наши, а вот так оно...

За худобой не хотят смотреть, многим она обчужала... Вчера

дежурил Куженков, коней сам не повёл поить, послал

парнишку; энтот сел верхи, погнал весь табун к речке в намёт.

Напилась какая, не напилась -

опять схватил в намёт и -

до

конюшни. И никому не скажи супротив, оскаляются... Ш

5. Тотчас привели к нам верховых лошадей; мы поехали в лес

или, как у нас говорится, «на заказ». Т.

6. Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-

хозяйски смёл на ладонь упавшие зёрна и, припадая на левую

ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел на

баркасе. -

Куда править? -

К Чёрному яру. Спробуем возле

энтой карши, где надысь сидели. Ш

76. Найдите в тексте специальную лексику. Определите ее

профессиональную область (области). Какова ее стилистическая функция и как

она включается в текст?

Вечером под Введение несло непроглядной мокрой вьюгой. В

просторной и низкой конторе, когда-то белёной мелом, было

очень тепло и сыро, густо воняло махоркой, жестяной

лампочкой, горевшей на верстаке, сапожным варом, политурой

и мятной кислотой кожи, куски и обрезки которой, вместе с

инструментами, старой и новой сбруей, хомутиной, потниками,

дратвой и медным набором навалены были и на верстаке, и

на затоптанном, сорном полу... Шорники пристально

работали... А Бунин

11. Найдите в текстах профессионализмы. Определите область их

употребления, способ толкования. Какую семантико-стилистическую

функцию выполняют профессионализмы в тексте? Есть ли общее у

термина и профессионализма?

Травить прекратили. Теперь надо было захлестнуть петлю на

хвост торпеды. Чтобы охлестнуть петлей хвост торпеды, ему

надо было подвсплыть. Набрав воздух в скафандр, Костя

оторвался от грунта. На миг он проворонил предел воздуха...

Костя изо всех сил нажал на золотник в шлеме и крепко

ухватился за трос. С об.

Если, выходя из дома, я спускаюсь по лестнице, на бульваре

отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите,

то, стоит мне попасть на судно, (хотя бы и мысленно), эти

предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз

соответственно И.

Каждая рукотворная картина -

единственна и уникальна, как

единственен ты, ибо ты -

Человек, а каждый человек уникален

и неповторим. Это единственное, «живое», подлинное

произведение искусства, находящееся в музее, в мастерской

художника, называют подлинником, или оригиналом. Репродукция

же -

его повторение, но сделанное не руками, а с помощью

фотографии и машин типографского производства... Ал.

78. Найдите в тексте жаргонизмы, определите их стилистические

функции. Назовите социальную группу, в которой употребляются

жаргонные слова, укажите цель их применения.

1. Наконец Семенов пробрался до стены. Здесь Омега и

Шестиухая Чабря играли в плевки. Оба старались как можно

выше плюнуть на стену. Игра шла на смазь. Шестиухая Чабря

плюнул выше. -

Подставляй! -

сказал он, расправив в воздухе

свою пятерню. Омега выпятил свою лупетку (лицо).

Надувайся! -

сказал Чабря. Омега надул щеки. -

Шире бери!

Омега до того надулся, что покраснел. -

Верховая, -

начал

Чабря, прикладывая свою руку ко лбу Омеги: -

низовая, -

прикладывая к подбородку, -

две боковых, -

прикладывая к одной

и другой щеке. -

Надувайся! Омега надулся. -

И всеобщая! -

торжественно вскрикнул Шестиухая Чабря. я. Помяловский

2. -

Давай насчет вчерашнего, -

сказал Папаша. -

Ну, был.

Сосунки. А строят из себя. Морды бы набил им, да пачкаться

неохота. -

Мне покупатель нужен. -

Это пожалуйста. У нас

клиентура обширная. Недавно, между прочим, парочку

цигейковых шубок провернули. Шик модерн. Заграница. А завтра

отрезик габардина подбросят. Заодно могу и твое барахло

спустить. А. Адамов

3. Вышел на арапа. Канает буржуй.

А по пузу золотой бамбер.

«Мусью, сколько время? -

Легко подхожу...

Дзззызь промеж роги... -

и амба». И. Сельвинстй

Лексика русского языка

с точки зрения активного и пассивного запаса

79. Выпишите из текста устаревшие слова, которые нельзя заменить

синонимами -

историзмы и заменяемые синонимами слова -

архаизмы.

Какие явления они обозначают?

С пищалью меткой и копьем,

С булатом острым и нагайкой,

На аргамаке вороном

По степи мчится Наливайко.

Как вихорь буйный конь летит.

По ветру хвост и грива вьется.

Густая пыль из-под копыт

Как облако, вослед несется...

Летит... привстал на стременах,

В туман далекий взоры топит,

Узрел -

и с яростью в очах

Коня и нудит и торопит.

К, Рылеев

80. Выпишите из предложений архаизмы, распределив их по группам:

а) лексические; б) семантические; в) фонетические; г)

словообразовательные. Найдите слова одной тематической группы -

обозначение

частей тела человека. Укажите историзмы, определите их смысл.

Какую стилистическую функцию выполняют устаревшие слова?

1. Явился изумленному взору народа своего Петр. журн.

2. Яркое чело кумира воссияло солнечными лучами. Долг.

3. Вскоре увидят, что я ни до чего на родине не дотронулся и

перстом. С.Гл. 4. Погибнете! Глаголю вам заране! Лишь вервие

да колья впереди! Сельв. 5. Явилась мне божественная дева;

зеленый лавр вился в ее власах... Од. 6. Затаскаете тут по

приказам туды-сюды. Что я -

тать?! Зл. 7. Бегут... Уж стогны

миновали, кругом -

поля. Бл. 8. Он [Потемкин] прижал к

персям своим образ, осенился крестом... С.Гл. 9. С сею моею

истинною откровенностью, повергаясь к стопам вашего

величества, всенижайше прошу избавить меня от губернаторской

должности. Я.Ш. 10. Сумерки, сумерки вешние, хладные волны

у ног... Бл. 11....Покуда смотри посольские дела, приучайся.

Клин в посольствах хожалый -

научит. Зл. 12. Князь Зубов

крестил Вознесенскую, а Курляндия преклоняла выю и

отрицалась от всех связей своих с Польшею. Долг. 13. Она [супруга

Тучкова] преклоняет колена, она возносит и длани, и дух

сокрушенный к Отцу небесному... С.Гл. 15. Долго ль мне гулять

на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в

телеге, то пешком. П

81. Объясните значение устаревших слов. Разделите их на две группы:

историзмы и архаизмы.

Анахорет, вежды, шелом, жандарм, городовой, урядник,

акцизный, армяк, драгун, земство, зерцало,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: