Механизм формирования и специфика социального

Итак, механизм социальной генерации заключен в структуре:

человек социальные социальное социальные

потребности взаимодействие признаки

личность

общество социальные социальные

сферы институты социальные

группы

Общественная система замыкает эту логику влиянием на человека в функ- циональном аспекте формирования и удовлетворения его исходных социальных потребностей.

Личность – социальный субъект, элементарно составляющий социальные группы и институты.

Определим в этой главе самое фундаментальное знание о личности.

Если социоколлективные субъекты обладают исключительно социальными характеристиками (действительно, бессмысленно говорить об их темпераменте, эмоциональности или психологическом характере), то идеальный мир индивида имеет все три уровня существования живой материи – инстинктивный (физиологический), психологический и социальный. Выделяя в человеке высший идеально-социальный уровень, который связан потенциалом разума и формируется только как результат социовзаимодействия, наука использует термин «личность», обозначающий индивидуальный вид социального субъекта. Глядя на рассмотренную логику формирования, можно отметить, что личность – это человек, опосредованный влиянием социальных признаков. Например, местом в системе производственных отношений и идеологией, религиозной верой и этничностью, образованием и возрастом.

Так социальные признаки, составляя групповую иерархию и образуя лич-ность, выполняют в механизме социальной генерации решающую роль. И имен-но факт такого структурного генезиса всех социальных элементов является основанием и предпосылкой системного социального единства в конкретном социуме. Кроме того, социальные признаки связывают исходную социальную по-требность с её материально-практическим воплощением и могут служить иден-тификаторами социальности.

Рассмотренный механизм фиксирует также конечную специфику социаль-ного в общечеловеческом пространстве:

· социальное, в отличие от инстинктивно-психологического, на коллек-тивном уровне создает реальные группы людей, способные организовать собственную созидательную активность в контексте содержательных отноше- ний;

· индивидуальном уровне по мере содержательного становления личности, социальное вытесняет инстинктивно-психологическое на формаль-ную периферию идеального мира, неспособную к самостоятельной организа-ции.

Таким образом, социальное есть содержание разумной организованности.

Принцип системности и социальные структуры

в методологии социологического исследования

Объект исследования социологии – система личность – общество:

 
 


формирование

система личности система

личности общества

интеграция

личности

       
   


Личность, безусловно, является частью общественной системы и их разграничение на основании видового критерия социального сделано исключительно в целях рабочей необходимости.

Связь между обществом и отдельной личностью как процесс её социализации имеет двустороннее направление – интеграцию личности в общество и влияние коллективных социосубъектов на личностное формиро-вание с помощью определённых социальных факторов.

Диалектико-методологические принципы социологического исследования: системность, объективность, конкретность, историцизм и логичность с уче-том социальной динамики.

Основные методы исследования: анализ и синтез социального объекта с определением логики отношений между социальными элементами, экстраполяция, классификация и типологизация. Метод графа применяется в социологии для компактной наглядности самых принципиальных социальных структур.

Для решения исследовательских задач социология анализирует и синтезирует личностно-общественную систему с точек зрения основных идеологий и с учетом наличия в ней различных социальных сфер. Такой подход образует принцип системности научно-социологического познания, позволяющий также рассматривать любой социальный объект как совокупность элементов и структурных связей между ними. На логическом основании элементы системы всегда можно иерархизировать, что определено её важнейшим свойством и способом существования – централизацией. Кроме того, этот принцип учитывает, что социальный объект, как правило, является частью более масштабной системы и имеет с ней соответствующий комплекс своих внешних связей на базе форми-рующих объект факторов и интеграции. Содержательный характер интеграции объекта в систему составляет его функциональное предназначение.

По существу, принцип системности в познании разграничивает элементы социального объекта, позволяя исследовать социальную структуру по мере процесса конкретизации. Термин «конкретизация» понимается гносеологией как уточнение элементного содержания и логики связи, специфических свойств и функций социального объекта с учетом его развития и на основании аналитического метода познания.

Эти позиции соотносимы с структурно-функциональным анализом социа- льных систем, разработанным Т. Парсонсом и Р. Мертоном. Положения этого ме-тода заключены в тезисе, что системность как свойство объекта есть следствие составления его подсистем и их объединения на базе соответствия в функциона- льном плане единого целедостижения. Элементами системного социоконструирования являются социальные субъекты, объекты и социальные сферы.

В методологии социологии используются и несколько положений, имею-щих прямое отношение к формированию исследовательской логики и выводов, а также к уточнению оперативной терминологии.

Прежде всего – это связь между фундаментальными категориями социологии (социальный интерес и идеология, социальная справедливость и социальная свобода, право и социальная политика). По соответствующей структуре социального функционирования можно изучать и качественно оценивать конкретную общественную формацию и её сферы.

Социальный интерес – конкретное выражение социальных потребностей. Он существует в виде целеполагания социальных субъектов (личности и социа- льных групп), в том числе и в контексте институциональной активности.

Социальная справедливость – очень важная социологическая категория, имеющая недостаточно точную научную разработку. Например, «Российская социологическая энциклопедия» даёт определение социальной справедливости как «создание для всех членов равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения своих потребностей» [105, с. 530], а социальное равен-ство трактует исключительно в марксистском понимании равенства труда на основании нейтрализации социально-классовых различий. Кстати, здесь понятие социальной свободы отсутствует. «Большой толковый социологический словарь» Джери, наоборот, определяет социальную справедливость с либеральной позиции «принципа, согласно которому индивидуумы должны получать то, что заслуживают», далее дополняя его выражением Р. Нозика – «справедливость состоит в признании и защите индивидуальных прав, включая право собственности» [35, с. 280]. Характерно, что толкование социальной свободы здесь полностью сведено к свободе торговли. То есть, каждая идеология, очевидно, имея своё понимание связки «равенство-неравенство», на базе собственного представления о социальной справедливости формирует в конкретной социальной сфере специфическую конфигурацию субъектной иерархии, а социальная свобода – это возможность мобильности социального субъекта в этой иерархии, обеспеченная определенными социальными факторами. Субъективную социальную инициативу можно объяснить как предпосылку к социальному действию в соответствии с мотивом целедостижения.

Социальное право – свод юридических законов, регулирующих (разрешение-запрещение) социальную активность социальных субъектов; социальная политика – система стратегических мер личностно-общественного строительства и управления, осуществляемая ведущим социальным субъектом в русле определенной идеологии.

Учитывая, что «идея неизменно посрамляла себя как только пыталась отделиться от интереса», следует зафиксировать логику указанных категорий:

социальный идеология социальная социальная

интерес справедливость свобода

 
 


социальная социальное социальная

политика право инициатива

Центральное идеологическое звено этой структуры связывает между собой субъективный интерес и политико-правовую практику. Соединение осуществляется посредством категориальной интерпретации справедливости и свободы в идеологическом аспекте принципа «равенство/неравенство». На данном теоретическом фундаменте юридически организуется правовое поле, легитимизирующее практику социальной политики в плане конструирования социального порядка, призванного, прежде всего, удовлетворить, выразить и поддержать исходные социальные потребности и интересы.

Структура социального функционирования имеет три важнейших свойства – универсальность, относительность и конкретность.

Её универсальность заключена в применимости ко всем социальным сферам. Относительность и конкретность выражается в том, что каждая идеология в каждой социальной сфере все указанные термины и соответствующую практику наполняет своим особенным содержанием.

Именно вне учёта этих свойств возникает логически разрыв в сознании – например, категория социальной справедливости часто ассоциируется исключительно с марксизмом и социалистической формацией, а категория социальной свободы – только с либеральной идеей и, соответственно, с капитализмом.

Рассмотренная логика не только позволяет системно исследовать и качественно оценивать общественную формацию, но указывает на важнейшие идеологические функции: идеология выступает источником-ориентиром социально-по-литического строительства, обладает связующей социальной способностью и оказывает влияние на социогуманитарную теорию.

Уточним содержание некоторых терминов в важнейших социальных сферах – экономике и политике – там, где общественная структура будет проанализирована с точек зрения различных идеологий.

Экономический интерес есть конкретизация экономических потребностей, составленная субъективным целеполаганием по отношению к потребительской триаде капитал – деньги – товар.

Экономическая справедливость как теоретическая «предтеча» экономической практики, идеологически осмысливая категорию равенства, предполагает позиционно-групповое неравенство с соответствующим распределением в трёхвекторной системе экономических признаков. А экономическая свобода обеспечивает субъекту возможность движения в экономической иерархии на определенном факторном основании.

Экономическое право – свод юридических законов, регулирующих разре- шением/запрещением субъективно-экономическую деятельность. Набор его ролевых назначений – это оформление границ экономической активности и легитимизация стратегических мер экономической политики, реализующих экономический порядок в русле установленной идеологии.

Аналогично можно выразить логику политического содержания: здесь интерес выражен целью получения власти как инструментального средства для лич-ностно-общественного строительства и управления на фундаменте необходимос- ти практической реализации идеологии. Её теория политической справедливости составляет политическую иерархию и соответствующую свободу субъектной мобильности, право и демократию.

В этой главе следует дополнить и знание о личности, которое определит её методику исследования.

Личность как фундаментальное социально-гуманитарное понятие достаточно полно разработано наукой и имеет несколько составных моментов. Во-первых, личность – лишь часть идеального мира человека. Этим термином обозначается его социальная составляющая, которая формируется и начинает выполнять первичную роль исключительно в общественной среде социального взаимодействия. Во-вторых, личность является системой, то есть имеет своё содержание в виде элементов и их логики. И, наконец, именно личность определяет интеграцию человека в общество.

«Большой толковый социологический словарь» Джери трактует личность как «характерные черты поведения отдельного человека» [36, с. 377], неправо-мерно выводя, тем самым, всё её содержание на уровень социализации. «Российская социологическая энциклопедия» также раскрывает это понятие как «целостность социальных свойств человека… и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения» [105, с. 250]. Такие определения не совсем точны с точки зрения системности. Они не разделяют принципиально разнородные личностные характеристики: элементы внутреннего содержания и вторичные к ним социа-льные качества (черты, свойства), находящиеся уже на внешнем уровне интеграционной социализации. Понятно, что этот уровень является функцией внутреннего содержания. Например, это касается социальной активности – фундаментального социального качества человека, который формируется его социальными потребностями – внутренним элементом личностной системы.

Гносеологически необходимо разграничить указанные характеристики.

Конкретные интеграционные качества личности в контексте её принадлежности к важнейшей социально-позиционной группе составляют социальный тип. Именно эта конечная, совокупная личностная характеристика как прообраз социально-группового субъекта является концентрированным выражением и оценочным показателем всей социальной сущности человека.

Структура трех выделенных элементов личностной системы образует и последовательность в её исследовании: внутреннее содержание – социальные качества (свойства), составляющие процесс интеграционной социализации в общество – социальный тип как комплексный и взаимосвязанный набор этих качеств.

Далее рассмотренные общественная и личностная логики будут детально конкретизированы различными идеологическими концепциями.

СИСТЕМА ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО

В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ СОЦИОЛОГИИ

1. КЛАССОВЫЙ ФУНДАМЕНТ СОЦИАЛЬНОСТИ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: