Идеология и система личности

Идеология – система фундаментальных социальных принципов. Этот тезис содержит в себе утверждения о социальности идеологии и её решающей роли в удовлетворении политических потребностей – личностно-общественном строительстве-управлении и борьбе за власть. Функциональность идеологии оп-ределена её принципиальными свойствами: проникновением во все виды и сферы социальности (инклюзивность); интегративной направленностью на формирование и укрепление социальной целостности (холистичность); способностью к оценке конкретного социума в аспекте сравнения с эталоном.

Идеологические принципы имеют строгую иерархию:

· признание в качестве социальной первичности или общинного коллективизма, или личностного индивидуализма;

· утверждение в качестве ведущего определенного социального субъекта;

· формирование базиса в виде социального элемента (или структуры эле-ментов), который направлен на формационное создание и типологизацию соци- ума, а также служит фактором логики системных социальных изменений;

· взгляд на социальное равенство-неравенство.

Далее эти принципы предельно конкретизируются:

· определение формы собственности на средства производства и закономерности в распределении доходов;

· установка современного социального субъекта, осуществляющего политическое строительство и контроль, а также цели социального управления.

Фунда(ментальность) этих положений существовала и в более ранних, да-же архаичных формах сознания. Её переход в идеологическую концепцию отмечен становлением диалектической мысли, научным пониманием социального антагонизма в плане масштабности геополитики и социальной эволюции.

Последние два идеологических принципа являются непосредственным источником и основой всей практики по созданию необходимого социального порядка. Они содержат логику экономико-политических целей-объектов – пред-метный каркас всеобщего социального функционирования:

капитал товар прибыль деньги власть

 
 


Ведущий, обладающий стратегическим капиталом, социально-групповой субъект, создавая свой способ товарного воспроизводства и получая прибыль, где сосредоточены основные денежные потоки, формирует собственную поли-тическую власть, одно из главных предназначений которой – создание всех не-обходимых социальных условий для максимального расширения капитала в рамках существующей формы собственности.

Идеологические принципы, поддерживаемые философской методологией, оформляют собственную теорию, которая непосредственно детально регламентирует все социальное пространство. Далее посредством влияния на социально-гуманитарную науку идеология составляет политическую общественную практику и стержень всего мировоззрения современного социального субъекта – ценностных ориентаций и их вторичных форм (убеждений, идеалов и веры).

Ценностные ориентации определяют принципиально-отличительные каче- ства (свойства) личности, которые в виде социального типа образуют завершаю- щий комплекс её интеграционной социализации. Это – индивидуальность, нравственность и, конечно, идеологическая направленность.

Что касается понятия нравственности, то «Российская социологическая энциклопедия» раскрывает её как «форму внутреннего, личностного побужде-ния к определённому поведению» [1. С. 322]. Кажется, что здесь несколько сме-щены акценты.

Функцией нравственности является не только побуждение к социальному действию, но и, наоборот, сдерживание абсолюта социальной свободы. И толко- вать нравственность следует именно через двусмысленность личностной саморегуляции (разрешение-ограничение) как интеграционное качество личности в виде этических норм, регулирующих индивидуальную социальную активность. В коллективном сознании аналогичную роль по отношению ко всем социальным субъектам выполняет мораль. Соответствие нравственности модальной личности и доминанты общественной морали – одна из фундаментальных целей социальной политики ведущего социального субъекта в плане устойчивости его социального порядка и целостного единства в личностно-общественной системности.

А источником социального действия служат социальные потребности. Их универсальность рождает в личности соответствующие социальные качества – социальную активность и стремление к самореализации, которые далее под воздействием ценностных ориентаций уточняются в качества отличительные, социально-разделяющие.

Если структурировать все рассмотренные понятия, то специфическая конкретность системы личности выглядит следующим образом:

идеологическая

направленность

социальный

идеологические знание ценностных нравственность тип

принципы ориентаций личности

индивидуальность

Верховный элемент личностного содержания – ценностные ориентации, формируясь под влиянием социальных факторов объективного и субъективного характера, на базе определённой идеологии образуют отличительные социальные качества человека – идеологический вектор его сознания, нравственность и индивидуальность, которые, в свою очередь, находясь уже непосредственно на уровне интеграционной социализации личности, оформляют её посредством социального типа.

В русле этой системы необходимо выдерживать методологию научного личностного исследования и она, в принципе, универсальна для всех идеологических видов социально-гуманитарной теории. Только надо учитывать, что современный либерализм в целях социального управления стремится сразу вывести исходные социальные потребности нецелерационального человека, значите- льно имеющие ещё эгоцентрично-потребительскую инстинктивно-психологиче-скую природу, на социальную мотивацию, минуя стадию системной научности ценностных ориентаций и её индивидуальности.

В любом случае, теперь можно окончательно уточнить научное определение личности как социальной составляющей идеального мира человека в виде системы элементов внутреннего содержания и соответствующих интеграционных качеств, определяющей его социальную активность.

Учитывая сегодня полную зависимость этой системы от идеологии, следу- ет признать, что высшая личностная культура полностью политична и только «безграмотный человек стоит «вне политики».

Кроме генеральной идеологической линии система мировоззрения может содержать в себе и внесоциальные моменты, например, космологию и сверхестественную религиозность, а также абстрактную социальную философию, пассивную с точки зрения политической практики.

Гипертрофия этих элементов, а также процесс пропаганды и её результат в виде социальных стереотипов полностью исключают диалектику ценностных ориентаций, что не позволяет социальному субъекту быть независимым от политических манипуляций, проводить самостоятельную интеграционную социализацию и автономно влиять на общественное формирование.

Литература

1. Российская социологическая энциклопедия / Ред. кол. Г.В. Осипов [и др.]; отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Норма-Инфра, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: