Чаще всего простые итоговые сводки не удовлетворяют исследователя, так как они дают слишком общие представления об изучаемом явлении. Поэтому статистический материал подвергается группировке.
Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку. Например, группировка предприятий по формам собственности или группировка населения по размеру среднедушевого дохода.
Группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных.
Третий этап статистического исследования состоит в том, что с помощью обобщающих обобщающих статистических показателей: относительных и средних величин, показателей вариации и динамики, экономических индексов, а также с помощью табличного и графического методов осуществляется анализ полученных данных.
Группировка статистических данных
Группировка — это метод, при котором вся исследуемая совокупность разделяется на группы по какому-то существенному признаку.
|
|
Признак, по которому осуществляется группировка называется группировочным признаком или основанием группировки.
Группировка представляет собой способ подразделения рассматриваемой совокупности данных на однородные по изучаемым признакам группы. Это делается с целью изучения структуры этой совокупности либо взаимосвязей между отдельными элементами этой совокупности. С помощью группировки можно выявить влияние отдельных единиц на средние итоговые показатели. Так, например, группировка рабочих данной организации по уровню производительности трудаиспользуется с целью выявления влияния высокой производительности труда отдельных рабочих на среднюю производительность по организации и для определения резерва, кроющегося в повышении производительности труда всех рабочих до уровня передовых рабочих.
Как будет показано в статьях данного сайта, наибольшее распространение в экономическом анализе имеет группировка по факторам, связанным:
- с трудовыми ресурсами, т.е. с живым трудом;
- со средствами труда, т.е. с основными производственными фондами;
- с предметами труда, т.е. с материальными ресурсами.
Эти три группы факторов оказывают влияние на объем продукции, выпускаемой данной организацией.