Особенности ценообразования, цены и тарифы на транспорте

Становление рыночных отношений в нашей стране основы­вается на действии объективного закона стоимости и всевозраста­ющей роли товарно-денежных отношений. Это обусловливает не­обходимость наиболее полного использования в практике управ­ления таких экономических категорий, как цена, прибыль, рентабельность и др.

Цена – денежное выражение стоимости товара, работы или услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности.

Стоимость товара определяется спросом и предложением и в конечном итоге воплощенным в нем трудом, признанным обществом. На товарном рынке цены, как правило, не совпадают со стоимостью товаров. Отклонение цен от стоимости определяется собственниками товаров, государством и выполняемыми функциями товаров.

Цена — денежное выражение стоимости. Она выполняет ряд важнейших функций:

1. Учетную, обеспечивая учет и соизмерение индивидуальных
и общественно-необходимых затрат труда.

2. Распределительную, обеспечивая распределение и перерас­пределение национального дохода.

3. Стимулирующую, являясь орудием материального поощре­ния предприятий за снижение индивидуальных затрат и по­вышения качества услуг.

4. Регулирующую, способствуя регулированию спроса и пред­ложения.

В общем виде цена любого товара состоит из трех составляющих:

· издержки (себестоимость) производства и обращения;

· налоги, отчисления, сборы;

· прибыль (производителя, посредников, розничного продавца).

При централизованном ценообразовании структура цены формируется исходя из затратного метода, а при рыночном ценообразовании – под воздействием спроса и предложения.

В настоящее время розничные цены формируются по простой схеме в зависимости от конъюнктуры рынка, потребительских свойств товара, места производства и реализации продукции, размера косвенных налогов, допустимых оптовых и торговых (розничных) надбавок. Структура розничной цены представлена на рис. 1. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные пошлины и другие.

Рис. 1 – Структура розничной цены

Разновидностью цен на продукцию транспорта являются та­рифы, которые характеризуют общественно необходимые затраты на перевозку грузов и пассажиров.

Являясь составной частью системы ценообразования, тарифы на транспортную работу строятся на тех же принципах, что и цены в других отраслях экономики.

Действующие грузовые и пассажирские тарифы на автомобиль­ном транспорте служат основой формирования их доходов и в то же время определяют расходы народного хозяйства и населения на перевозки. Тарифы должны способствовать решению основных задач отрасли:

1) простому и расширенному воспроизводству транспорта как
отрасли экономики;

2) согласованности интересов государства, предприятий транс­порта и обслуживаемой клиентуры;

3) оптимальному размещению производительных сил, формированию рациональных транспортных связей и распределению перевозок между различными видами транспорта;

4) ускорению научно-технического прогресса и эффективному использованию технических средств, транспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов с целью повышения каче­ства их работы.

Будучи денежным выражением стоимости всего общественного продукта, цена должна возместить затраты на:

1) производство и реализацию продукта или осуществление
услуг;

2) оплату производственных фондов;

3) увеличение основных и прирост оборотных фондов;

4) материальное стимулирование и социально-культурные
нужды;

5) оборону и содержание государственного аппарата.

Цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, ока­зывает противоречивое воздействие на рыночное положение (кон­курентоспособность) предприятия.

С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличива­ет, при неизменном объеме деятельности, объем доходов предпри­ятия.

С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг.

Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанны­ми тенденциями составляет основное содержание тарифной по­литики предприятия в условиях свободных цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: