Становление рыночных отношений в нашей стране основывается на действии объективного закона стоимости и всевозрастающей роли товарно-денежных отношений. Это обусловливает необходимость наиболее полного использования в практике управления таких экономических категорий, как цена, прибыль, рентабельность и др.
Цена – денежное выражение стоимости товара, работы или услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности.
Стоимость товара определяется спросом и предложением и в конечном итоге воплощенным в нем трудом, признанным обществом. На товарном рынке цены, как правило, не совпадают со стоимостью товаров. Отклонение цен от стоимости определяется собственниками товаров, государством и выполняемыми функциями товаров.
Цена — денежное выражение стоимости. Она выполняет ряд важнейших функций:
1. Учетную, обеспечивая учет и соизмерение индивидуальных
и общественно-необходимых затрат труда.
2. Распределительную, обеспечивая распределение и перераспределение национального дохода.
|
|
3. Стимулирующую, являясь орудием материального поощрения предприятий за снижение индивидуальных затрат и повышения качества услуг.
4. Регулирующую, способствуя регулированию спроса и предложения.
В общем виде цена любого товара состоит из трех составляющих:
· издержки (себестоимость) производства и обращения;
· налоги, отчисления, сборы;
· прибыль (производителя, посредников, розничного продавца).
При централизованном ценообразовании структура цены формируется исходя из затратного метода, а при рыночном ценообразовании – под воздействием спроса и предложения.
В настоящее время розничные цены формируются по простой схеме в зависимости от конъюнктуры рынка, потребительских свойств товара, места производства и реализации продукции, размера косвенных налогов, допустимых оптовых и торговых (розничных) надбавок. Структура розничной цены представлена на рис. 1. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенные пошлины и другие.
Рис. 1 – Структура розничной цены
Разновидностью цен на продукцию транспорта являются тарифы, которые характеризуют общественно необходимые затраты на перевозку грузов и пассажиров.
Являясь составной частью системы ценообразования, тарифы на транспортную работу строятся на тех же принципах, что и цены в других отраслях экономики.
Действующие грузовые и пассажирские тарифы на автомобильном транспорте служат основой формирования их доходов и в то же время определяют расходы народного хозяйства и населения на перевозки. Тарифы должны способствовать решению основных задач отрасли:
|
|
1) простому и расширенному воспроизводству транспорта как
отрасли экономики;
2) согласованности интересов государства, предприятий транспорта и обслуживаемой клиентуры;
3) оптимальному размещению производительных сил, формированию рациональных транспортных связей и распределению перевозок между различными видами транспорта;
4) ускорению научно-технического прогресса и эффективному использованию технических средств, транспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов с целью повышения качества их работы.
Будучи денежным выражением стоимости всего общественного продукта, цена должна возместить затраты на:
1) производство и реализацию продукта или осуществление
услуг;
2) оплату производственных фондов;
3) увеличение основных и прирост оборотных фондов;
4) материальное стимулирование и социально-культурные
нужды;
5) оборону и содержание государственного аппарата.
Цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия.
С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличивает, при неизменном объеме деятельности, объем доходов предприятия.
С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг.
Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанными тенденциями составляет основное содержание тарифной политики предприятия в условиях свободных цен.