Оплата труда на автомобильном транспорте

Для водителей, работающих на грузовых автомобилях, применяется, как правило, сдельная оплата труда. Это обусловлено как необходимостью, так и реальной возможностью повышения производительности труда.

По этой системе труд оплачивается раздельно:

- за время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями по сдельным расценкам за 1 т перевезенного груза;

- за время движения по сдельным расценкам за 1 т-км транспортной работы. Система оплаты за 1 т-км пробуждается интерес водителей к повышению коэффициента использования пробега.

Расценка за 1 т перевезенного груза рассчитывается по формуле:

Рт = (Сч ∙ t п-р) / (60 ∙ q ∙ γ),

где Сч — часовая тарифная ставка водителя данной группы автомобилей, руб/ч.; tП-Р — норма времени простоя под погрузкой-paзгрузкой, приходящаяся на 1 т груза, с учетом времени на выполнение подготовительно-заключительных операций, мин.; γ – коэффициент использования грузоподъемности (отношение фактически перевезенного груза, тн к количеству груза, которое могло быть перевезено, тн); q – грузоподъемность, тн; 60 - коэффициент перевода часов в минуты.

Расценка за 1 т-км транспортной работы выполняется по формуле:

Рт-км = (Сч ∙ t т-км) / 60,

где t т-км - норма времени на выполнение 1 т-км, мин.

Норма времени на 1 т-км определяется таким образом:

t т-км = (t дв + t пз) / (νт ∙ q ∙ γ ∙ β),

где tдв время движения автомобилей, мин.; t П3 — подготови­тельно-заключительное время на 1 ч работы автомобиля на ли­нии, мин (18 мин на рабочий день); νт - техническая скорость, км/ч; β – коэффициент использования пробега (отношение груженого пробега, км к общему пробегу, км.)

При расчете сдельной расценки на 1 т-км коэффициент ис­пользования пробега принимают β = 0,5 для всех автомобилей за исключением автомобилей-самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов), для которых этот коэффициент β = 0,45.

Для повышения материальной заинтересованности водителей руководителям АТП по согласованию с профсоюзной организа­цией разрешается устанавливать местные расчетные нормы про­бега грузовых автомобилей и поправочные коэффициенты исходя из конкретных условий работы. При работе автомобилей с загруз­кой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном на­правлении возвратной тары к расценкам за 1 т-км применяются поправочные коэффициенты за тонно-километры, выполненные в обратном направлении в пределах от 0,5 до 1,0.

При работе бортовых автомобилей с двумя и более прицепа­ми, автомобилей-самосвалов с одним или более самосвальными прицепами, а также автомобилей с прицепами повышенной гру­зоподъемности (когда грузоподъемность прицепа равна или выше грузоподъемности автомобиля) сдельные расценки рассчитыва­ются с коэффициентом 0,5—0,9. При работе на тягачах с полу­прицепами и прицепами к сдельным расценкам применяется по­правочный коэффициент 1,2.

Если водители обеспечивают перевозку грузов в попутном на­правлении (при следовании автомобиля без груза), то эта перевозка оплачивается по сдельным расценкам, увеличенным до 25%. При повременной оплате труда водителей в этих условиях производится доплата к повременному заработку из расчета сдельных расценок, повышенных до 25%.

При перевозке грузов, погрузка и выгрузка которых не требу­ет большого физического напряжения, допускается с согласия во­дителей совмещение ими обязанностей грузчика с оплатой дан­ной работы по сдельным расценкам, установленным для грузчи­ков, или производится доплата в размере 30% соответствующей тарифной ставки грузчика.

В современных условиях автотранспортным предприятиям предоставлена большая свобода при выборе способов оплаты труда работников и при расчетах с заказчиками. Так, многие АТП и СТОА рассчитываются с клиентами за перевозки по договорным тарифам (за время работы), установленным на основе стоимости той сдельной работы, которая могла бы быть выполнена за оплачи­ваемое время. При таких расчетах с клиентом труд водителя при­нято оценивать в процентах от валового дохода. Обычно этот про­цент устанавливается ориентировочно и оказывается неодинаков.

Труд водителей автобусов, легковых автомобилей служебного пользования, специальных автомобилей, а также кондукторов и проводников автобусов, как правило, оплачивается по повре­менной и повременно-премиальной системам. Так как работа во­дителей автобусов регламентирована расписанием движения, а труд водителей легковых автомобилей не нормируется, то для них нельзя применить сдельную оплату труда.

Для оплаты труда водителей автомобилей-такси используются сдельная система оплаты труда по расценкам с рубля выручки за платный пробег, оплаченный простой автомобиля и посадку пас­сажира.

Водители автомобилей могут привлекаться для выполнения ТО-2, так как оно производится в их рабочее время. В этом случае оплачивается время пребывания автомобилей в обслуживании по тарифным ставкам водителей. Ежедневное обслуживание, ТО-1 и текущие ремонты должны выполняться в межсменное время ав­томобилей без привлечения водителей.

Бизнес-план, цели, задачи, виды бизнес-планов

Бизнес-план — это документ, определяющий цели бизнеса и стратегию их достижения. В нем представлена хорошо структурированная и тща­тельно продуманная система данных о целях и перспективах развития фирмы, рассматриваемого проекта, маркетинговой, производственной, организационной и финансовой стратегии их достижения.

Цель разработки бизнес-плана двояка:

- внешняя — привлечь инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников;

- внутренняя — создать реальную плановую основу для осуществления проекта.

Разработка бизнес-плана для внутреннего использования — важный стимул осознания состояния, возможностей и стратегии бизнеса. Менед­жеры получают преимущества от самого процесса бизнес-планирования, поскольку планирование и моделирование ситуаций дают основу для при­нятия рациональных решений, помогают проводить анализ и презента­цию своих идей. Это мощный инструмент самообучения команды, позволяющий приобрести знания, опыт и профессионализм в ходе раз­работки планов. Менеджеры используют бизнес-планирование для со­здания эффективной команды.

Вместе с тем бизнес-план является инструментом не только управле­ния, но и маркетинга, поскольку позволяет решить ряд следующих важ­ных задач:

- выявление целей и целевых рынков бизнеса;

- характеристика бизнеса и среды (внешней и внутренней), в которой он действует;

- разработка стратегии бизнеса, в том числе конкурентной стратегии, и определение оперативной тактики для достижения этих целей;

- разработка инструментов влияния на среду бизнеса (внешнюю и
внутреннюю);

- предоставление средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса,
оценка риска бизнеса и выявление альтернативных стратегий выживания;

- презентация конкурентного проекта и фирмы в целом.

В центре внимания бизнес-плана и процесса бизнес-планирования находится анализ рынка и его динамики. Попытка подогнать рынок под бизнес-план печально закончилась для многих западных фирм. Посто­янное уточнение бизнес-плана и приведенного в соответствие с меняю­щимися условиями внешней среды позволяют использовать его для контроля за фактическими результатами деятельности фирмы. Сравне­ние достигнутых результатов с показателями бизнес-плана помогает вы­явить сильные и слабые стороны, ошибки в планировании и недостатки контроля. Все это усиливает обратную связь в управлении и повышает его эффективность.

Структура бизнес-плана в значительной степени зависит от того, для чего предназначен бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана, исполь­зуемого как в российской, так и в зарубежной практике, по сути, одина­ковы и отличаются лишь формой предоставления материала и расположением его частей. Однако конкретный перечень самих разделов и их последовательность могут существенно изменяться и дополняться. Это обусловлено назначением самого бизнес плана, особенностями фир­мы и ее деятельности или проекта.

Но при любых изменениях требуется соблюдение двух основных ус­ловий:

1) количество разделов должно быть необходимым и достаточным для
достижения целей бизнес-плана и раскрытия специфики той сферы деятельности, которой он посвящен;

2) в любом бизнес-плане, так или иначе должны быть освещены цели
фирмы, форма организации, перечень товаров и услуг, основные характеристики рынка, вопросы маркетинга и финансов.

Кроме того, необходимы четкая структура бизнес-плана, краткость и ясность изложения, доступность для понимания различных групп людей.

Типовая структура бизнес-плана наряду титульным листом, кратким описанием или резюме проекта, приложениями включает следующие разделы:

ü компания и отрасль - характеристика предприятия, его целей,
прошлых успехов, нынешнего состояния, общая характеристика отрасли, к которой относится бизнес: оцениваются зрелость отрас­ли, ее характер (развивающаяся, стабильная, стагнирующая), за­конодательное регулирование в отрасли;

ü продукция и услуги — описание продукции, ее отличия от продук­ции конкурентов, упаковка, дизайн, качество, наличие патентов и
лицензий;

ü рынки и конкуренты — определяется рынок и его сегменты, выбирается сегмент рынка, на котором будет работать фирма, дается
характеристика покупателей, оценивается емкость рынка, анали­зируются конкурентная среда, основные конкуренты, их сильные
и слабые стороны;

ü маркетинг — определяются объем реализации, прибыли по рынкам и покупателям, доля компании на рынке, разрабатываются
товарная политика, цены, способы сбыта, формирования спроса и
стимулирования сбыта;

ü производство — описываются процесс производства, необходимые мощности, помещения, запасы, поставки сырья, поставщики и
ориентировочные цены, альтернативные источники снабжения
сырьем и материалами, персонал и затраты на оплату труда, сто­имость производственных основных фондов, форма амортизации,
норма амортизационных отчислений, годовые затраты на выпуск
продукции, их структура, себестоимость единицы продукции;

ü организация и управление — описываются и характеризуются орга­низационно-правовая форма предприятия, форма собственности
и собственники, организационная структура предприятия, управ­ленцы, процесс принятия решений, оклады и вознаграждения, обучение и переподготовка кадров;

ü финансы — рассчитываются финансовые показатели проекта: зат­раты, выручка от продаж, налоги, прибыль, точка безубыточности,
план денежных потоков (поступление денег и необходимые плате­жи во времени), рентабельность и срок окупаемости проекта, при
необходимости представляется график погашения кредитов и уп­латы процентов, даются сведения об оборотном капитале с указа­нием изменений и исходных посылок в течение срока кредита, план
движения денежных средств, предполагаемый график уплаты на­
логов, расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта;

ü оценка риска — рассматриваются возможные трудности и способы их преодоления и предотвращения, иногда включается анализ
устойчивости проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличение сроков задержки платежей), так и внутренних показа­телей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).

Иногда при описании структуры бизнес-плана два раздела объединя­ют в один — «Компания, отрасль и продукция» или же «Компания и про­дукция», а отрасль характеризуется в разделе «Рынки и конкуренты». Напомним, что теоретически разделить отрасль и рынок не очень про­сто. Считается, что отрасль объединяет производителей с точки зрения общности производства, а рынок — с точки зрения общности требова­ний покупателей. Поэтому возможно разное выделение конкурентов с точки зрения отрасли и с точки зрения рынка. Иногда выделяется общий раздел «Рынок и маркетинг». Остальные разделы, как правило, сохраня­ются отдельно, поскольку представляют разные сферы деятельности биз­неса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: