Решение. Пусть гипотеза - «случайная величина Х распределена по нормальному закону»

Пусть гипотеза - «случайная величина Х распределена по нормальному закону». Для проверки этой гипотезы распределим значения с.в. Х по интервалам, объединив первый интервал со вторым, т.к. оба интервала являются малочисленными. Далее расширим крайние интервалы значений с.в. Х до , и высчитаем теоретические частоты попадания значений с.в. в каждый промежуток по формуле:

, где - границы интервала.

Статистический ряд распределения тогда примет вид:

Интервал (14,44; 16,16) (16,16; 17,88) (17,88; )
       
0,1357 0,3882 0,315 0,1611

Итак,

Умножим полученные теоретические вероятности на n=30, получим теоретические частоты попадания с.в. Х в каждый из промежутков:

       
4,07 11,65 9,45 4,83

Вычислим наблюдаемое значение критерия Пирсона по формуле:

По таблице распределения Пирсона найдем критическое значение критерия, учитывая число степеней свободы: k-2-1=4-2-1=1. Тогда по таблице:

Таким образом, сравнивая значения и , делаем вывод, что гипотезу о нормальном распределении необходимо принять на уровне значимости 0,05.

Задача 13.3.1. Определите коэффициенты выборочного уравнения регрессии .

Решение. Коэффициенты регрессии рассчитываются по формулам:

,

только в качестве X в данном случае будет выступать разность .

Составим вспомогательную таблицу для расчета всех необходимых значений:

 
      -19,07 -209,73 363,54 121,00
  12,1 -26,07 -315,41 679,47 146,41
  12,8 -22,07 -282,45 486,94 163,84
  13,8 -13,07 -180,32 170,74 190,44
  14,2 -10,07 -142,95 101,34 201,64
  14,6 -15,07 -219,97 227,00 213,16
  14,8 -5,07 -74,99 25,67 219,04
  15,5 -6,07 -94,03 36,80 240,25
  15,7 -6,07 -95,25 36,80 246,49
  15,8 3,93 62,15 15,47 249,64
  15,9 -0,07 -1,06 0,00 252,81
    -41,07 -657,07 1686,47 256,00
    -32,07 -513,07 1028,27 256,00
    6,93 110,93 48,07 256,00
  16,1 1,93 31,13 3,74 259,21
  16,2 0,93 15,12 0,87 262,44
  16,3 7,93 129,31 62,94 265,69
  16,4 3,93 64,51 15,47 268,96
  16,4 3,93 64,51 15,47 268,96
  16,5 -8,07 -133,10 65,07 272,25
  16,5 4,93 81,40 24,34 272,25
  16,7 13,93 232,69 194,14 278,89
  16,7 17,93 299,49 321,60 278,89
  17,2 3,93 67,65 15,47 295,84
  17,6 13,93 245,23 194,14 309,76
    10,93 196,80 119,54 324,00
  18,2 24,93 453,79 621,67 331,24
  18,5 20,93 387,27 438,20 342,25
  19,1 28,93 552,63 837,14 364,81
  19,6 33,93 665,09 1151,47 384,16
сумма 2012,00 480,20 0,00 740,29 8987,87 7792,32
среднее 67,07 16,01 0,00 24,68 299,60 259,74

Теперь можно вычислить коэффициенты регрессии:

Итак, уравнение регрессии Y на имеет вид:

Задача 13.3.2. Установите наличие и характер корреляционной связи между стоимостью произведённой продукции (X) и суммой прибыли на одно предприятие (Y). Постройте диаграмму рассеяния и линию регрессии.

Решение. Существует несколько методов определения наличия корреляционной связи между двумя изучаемыми признаками. Мы используем метод факторных группировок и регрессионно-корреляционный методы.

Как уже мы делали в задании 13.1.1, разместим все значения изучаемого признака по 5 интервалам. Только сейчас объясняемая переменная – сумма прибыли, а объясняющая – выпуск продукции.

Выпуск продукции, интервал значений Количество предприятий в группе Суммарная прибыль по группе Средняя прибыль на одно предприятие группы
[26; 41]      
[41; 56]     49,75
[56; 71]     65,67
[71; 86]      
[86; 101]     94,25

По построенной таблице видно, что чем выше значение выпуска продукции, тем выше и значение средней прибыли по одному предприятию, то есть имеет место прямая положительная связь между изучаемыми признаками.

Проверим сделанный вывод, построив диаграмму рассеяния:

Анализируя характер расположения точек на диаграмме, можно предположить, что связь между изучаемыми факторами – линейная, прямая, причем в среднем все точки приближаются к прямой, уравнение которой мы уже нашли: - это уравнение линейной регрессии.

Задача 13.3.3. Рассчитайте линейный коэффициент корреляции. Используя t-критерий Стьюдента, проверьте значимость коэффициента корреляции. Сделайте вывод о тесноте связи между факторами X и Y, используя шкалу Чеддока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: