Природа лидерства

Слово «лидер» происходит от английского «lead» - вести. Лидер – это ведущий, идущий впереди. Это член организации (группы), обладающий высоким личным статусом. Это символ общности и образец поведения для остальных людей в организации (группе). Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть более или менее устойчивое (пусть временное) объединение людей.

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на две категории: формальные лидеры и неформальные лидеры. Формальным лидером является любой руководитель, т.е. источником формального лидерства является должностное положение, иначе говоря, организационная основа власти. Неформальным лидером может стать любой из участников организации, который в силу своих личных особенностей или складывающейся ситуации оказывает наибольшее влияние на других. Источником неформального лидерства являются индивидуальные качества работника, его знания, умения и навыки, а также проявление этих качеств в особой ситуации, в которой оказались два и более человек, иначе говоря – личная основа власти.

В организации идеальным для осуществления власти (для лидерства) является сочетание двух указанных основ власти - личностной и организационной. Это дает наиболее полный инструментарий для влияния на коллектив.

Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, сообразительная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из соответствующих потребностей людей и их объединений, возникающих в процессе совместной деятельности. Эти потребности и удовлетворяют лидеры.

В организации лидерством можно и нужно управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, поддерживать конструктивных и нейтрализовывать деструктивных лидеров.

В отличие от формального управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный» заменяются отношениями «лидер – последователь».

Сила и принуждение, свойственные формальному руководству, при лидерстве заменяются побуждением и воодушевлением. Управленческое воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления им власти.

Лидерство это тип управленческого взаимодействия между лидером и его последователями, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство является функцией лидера, его последователей и ситуационных переменных. Лидер получает власть, доказав свою компетентность и ценность для группы от последователей, когда последователи признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по – другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также выказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Изучение опыта работы лидеров – практиков свидетельствует, что они обладают способностью создавать образ будущего состояния организации и доводить его в приемлемой форме до последователей. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря своему умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате предпринимаемых группой усилий. Речь идет не о любой цели или любом состоянии группы (организации) в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят иметь (неэффективное лидерство) или могут иметь (эффективное лидерство).

Видение будущего становится привлекательным, если оно лучше, чем существующая реальность. Видение будущего захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение будущего вселяет силы в последователей, оно заставляет их верить в успех дела.

В соответствии с современными взглядами, лидерским способностям и умениям можно научиться. Считается, что лидерами обычно становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации, помогающий развить эти навыки и умения. В школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто намерен стать лидером. Подобные программы исходят из того, что лидерство – это не только набор навыков и умений, но, главным образом, качества характера, такие как, например, способность принять на себя ответственность за риск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: