Функциональная концепция лидерства

•Групповые функции - действия членов группы, способствующие достижению групповых целей.

•Поскольку участвуют все члены группы, каждый из них, в каком-то смысле является лидером.

•Зарубежные авторы характеризуют функциональную теорию лидерства как «путаную» и «весьма неясную».

Лидерство как процесс социальной nерцеnции (лат. Восприятие).

•Одними из первых на элементы перцепции в лидерстве обратили внимание более тридцати лет назад Е. Холлаидер и Д. Джулиан. Однако развернутые исследования в этой области начались позднее.

Лидерство как сложная форма решения социальных проблем.

•Лидерство состоит в четком определении наиболее существенных с точки зрения организационных процессов проблем и выборе оптимальных путей их разрешения.

•Чтобы справится с такого рода задачей, лидер должен опираться на сложную систему специальных креативных умений, приобретаемых и развиваемых им в ходе управленческой карьеры.

Лидерство как искусство добиваться подчинения.

•Процесс однонаправленного влияния лидера на последователей, используются не прямые способы воздействия на людей, чтобы побудить их действовать в нужном направлении.

•Лидер слабо учитывает потребности членов группы, а также традиции и нормы последней.

Знакомство с представленными выше трактовками лидерства позволяет сделать ряд выводов, а именно:

•в англоязычной литературе не существует абсолютно единого понимания лидерства;

•различия концептуального характера, сложность, многоаспектность феномена, диктующую акцентировку исследователями различных его сторон;

•доминирующим в последние десятилетия является понимание лидерства как процесса влияния, в конкретизации этого процесса (например, в объяснении источника влияния, цели попыток влияния, способа его осуществления и т. д.) между исследователями обнаруживаются определенные расхождения;

•лидерство рассматривается и как преимущественно психологический по своей сути феномен (например, в понимании Р. Хогана с соавторами), и как феномен с заметным преобладанием элементов директивности, власти (например, в понимании Ф. Фидлера или Г. Юкла и Д. Ван Флита).

Лидерство в отечественной литературе

•Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» с конца 60-х - начала 70-х годов 20 века.

•До этого времени проблематика лидерства в отечественной науке была закрыта.

•В работах, выходивших в 20-е гг. исследователи предпочитали оперировать термином «вожачество», ограничивая его применение сферой детских коллективов.

•Затем понятие «лидерство» приобрело «законный» статус в ряде работ, в которых лидерство рассматривалось в соотнесении с руководством.

•Одним из первых в отечественной литературе развернутый анализ феноменов лидерства и руководства провел Б. Д. Парыгин [1973], обративший внимание на различия между ними.

Лидерство и руководство

одна из кардинальных проблем психологии управления.

Анализ содержания менеджерского труда.

¡С конца 50-х гг. специалисты обратились к анализу содержания менеджерского труда.

lПосредством хронометража управленческих действий, анализа документов выяснялось,

¡как складывается рабочий день менеджера,

¡какие задачи ему приходится решать

¡какова их временная продолжительность,

¡каков удельный вес тех или иных компонентов психической активности в этом процессе.

lВыявлялась система социальных связей, создаваемых менеджером для решения повседневных задач карьерного продвижения и т. д.

lИзучению были подвергнуты функционально-ролевые аспекты менеджерского труда, приемы и тактики эффективного влияния на персонал.

Динамика исследовательского интереса к двум сторонам феномена лидерства:

lпреимущественно психологической (собственно лидерство)

lпреимущественно социальной (руководство).

Лидерство и руководство

¡термин «лидерство» используется в двояком значении:

lдля характеристики возникающего неформально, психологического по своей природе феномена, т. е. собственно лидерства,

lдля характеристики заданного официально, преимущественно социального по своей природе феномена, т. е. руководства.

¡Американский менеджмент - лидер и руководитель - это одно и то же лицо.

lПри назначении сотрудника руководителем желательно, чтобы он стал лидером. Если не удалось, то он должен освободить место для того, кто может стать лидером.

¡ Во всяком деле 80% успеха зависит от руководителя и только 20%- от подчинённых.

lПринцип американского менеджемента.

С. Джибб описывал феномены лидерства и руководства различными терминами.

¡30 лет назад С. Джибб обратил внимание на двойственность употребления понятия «лидерство» (leadership) «pукoвoдствo» (headship)

¡Лидерство - влияние лидера принимается последователями добровольно или когда можно говорить о разделяемом влиянии лидера и последователей

¡PУKOBOДCTBO - отношение между мастером и рабочим, учителем и учеником, офицером и солдатом характеризуется однонаправленным влиянием

С. Джибб
Различия между лидерством и руководством

¡После Второй мировой войны, география исследований стилей лидерства (руководства) значительно расширилась, включив себя и работы российских психологов [Журавлев, 1979;Ревенко, 1980; Русалинова, 1980; Шакуров, 1982].

¡Одним из первых в отечественной литературе развернутый анализ феноменов лидерства и руководства провел Б. Д. Парыгин [1973], обративший внимание на следующие различия между ними.

Б. Д. Парыгин
Различия между руководством и лидерством

Близкая к изложенной выше трактовка понятий руководства и лидерства предложена И. П. Волковым.

¡Руководство - процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти.

¡Лидерство - процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий.

Лидерство

¡ Лидерство nрeuмущественно психологический феномен, стихийно возникающий в системе неформальных отношений людей и выступающий средством организации отношений и управления ими.

¡ Основа лидерства - процесс межлuчностного влияния, разворачивающийся между лидером и последователями, в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

¡Влияния в лидерстве - в изменениях поведения, личностных черт, установок, и т. п. членов группы. Цель влияния в лидерстве - ориентация людей неформальными (психологическими) средствами на решение стоящих перед группой задач.

¡ Лидерство - процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понuмaния друг друга.

Руководство

¡ руководство nреuмущественно социальный феномен, регламентированно функционирующий в системе формальных отношений людей с целью упорядочения, организации этих отношений, управления ими для решения групповых, организационных и общественно-государственных задач.

¡ Основа руководства - полномочия власти, обусловливающие строение феномена, «руководитель – подчиненный». При этом руководитель выступает носителем власти, инициирующим и реализующим в дальнейшем процесс руководства.

¡ Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается).

¡Психологически власть руководителя осуществляется посредством влияния, направляемого как по каналам формальных (официальных) отношений с опорой на закрепленные за этой ролью должностные полномочия, так и неформально (неофициально).

¡Вместе с тем влияние в руководстве не является однонаправленным: оно способно исходить и от подчиненных к руководителю, побуждая его в отдельных случаях к значительной коррекции своих действий.

Общее в лидерстве и руководстве

¡Функционально - две стороны единого процесса управления людьми.

¡Тождественны в своем управленческом выражении:

l лидерство «вертикальным» отношением «лидерпоследователь»,

l руководство аналогичным отношением «руководительподчиненный».

¡Реализация влияния в системе неформальных (психологических) отношений.

¡Элементы сходства указывают на возможность взаимоперехода.

¡Относительность различий между лидерством и руководством.

lРуководитель может одновременно выступать и в роли лидера;

lЛидерство при определенных условиях способно перерасти в руководство и т. д.

Переход лидерства в руководство

¡неформальные объединения людей трансформируются в организации с закрепленным официальным статусом, а их лидеры становились руководителями.

lв прошлом столетии в России многие крупные исследовательские центры в области естественных наук, возглавлявшиеся всемирно известными учеными.

lна уровне больших групп типа национальных, религиозных и иных движений, лидеры которых в целом ряде стран «третьего мира» стали затем руководителями своих государств в президентском ранге.

Переход руководства в лидерство

¡В стабильной организации руководитель любого ранга может одновременно являться лидером.

¡Должность руководителя дает ее обладателю преимущество над остальными членами коллектива, усиливая его лидерский потенциал.

¡Кроме того, - и тут уместно вспомнить мысль М. Г. Ярошевского о руководстве как официально санкционированном лидерстве, - руководитель уже в силу своего должностного статуса получает право на лидирование в различных ситуациях организационной жизни. Хватит ли у него для этого желания и активности, сумеет ли он реализовать сопряженный с руководящей ролью лидерский потенциал или будет потеснен в лидерстве кем-то из подчиненных опять-таки другой вопрос.

¡отдельные виды лидерства трудно отличить от руководства.

¡ политическое лидерство

¡ организационное лидерство.

¡Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожалению, бывает не всегда.

¡ Pyкoвoдumь - это искусство заставлять других делать всю работу. Безымянный автор

¡ Научиться господствовать легко, управлять трудно. Гёте

¡ Самые лучшие вожди те, существования которых народ не; замечает Лао-цзы

Чем же отличается руковoдитель-лидер от руководителя-администратора?

¡Самое главное заключается в том, что лидер не командует, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем.

Характеристики руководителя-лидера

¡способность воспринимать общие нужды и проблемы управляемого коллектива

¡принимать на себя работу по решению проблем, которую остальные члены коллектива взять на себя не могут;

способность быть организатором совместной деятельности:

lон формулирует задачу, волнующую большинство членов коллектива,

lпринимает на себя ответственность за создание условий решения этой задачи;

lумеет планировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива;

lвовлекает людей в выполнение необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных исполнителей дел;

lиспользует для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции;

lобладает способностями и умениями делать организуемые им дела интересными и привлекательными для других людей;

Чуткость и nроницательность, доверие к людям:

¡он находит время, чтобы выслушать людей, и умеет слушать;

¡с ним легко разговаривать на любую интимную тему, так как он умеет хранить тайны;

¡лидер знает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе, и готов их отстаивать;

¡способен понять трудности (проблемы) отдельного человека, чувствует, кто в нем нуждается; готов вступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо;

¡способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать;

¡способен к сопереживанию;

nредставительские способности:

¡он - выразитель общих для коллектива позиций его членов;.

¡Способен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам;

¡ставит вопросы о нуждах коллектива перед руководством, не дожидаясь приказа «сверху»;

¡готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива;

¡является представителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руководством;

Эмоционально-психологическое воздействие:

¡ лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд;

¡он в высокой степени наделен «чувством локтя», умеет убеждать, склонен поощрять;

¡он обладает неформальным авторитетом (ему подчинялись бы, за ним бы шли, даже если бы он не имел никакого руководящего поста);

Оптимизм:

¡лидер уверен, что подавляющее число проблем, которые встают перед людьми, разрешимы;

¡своим оптимизмом он вызывает у людей веру в свои силы.

¡Как добиться соединения двух ролей в одном человеке? Над этой проблемой уже не один год трудятся психологи и руководители. Многое зависит от актуализации тех или иных функций в деятельности конкретного руководителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: