Лидер и менеджер

Лидер и менеджер, иначе говоря, неформальный и формальный лидеры, различаются по целям деятельности, способам взаимодействия с подчиненными (последователями), методам убеждения их в своей правоте, характеру использования управленческого инструментария и т.д. Основные признаки, позволяющие проводить различие между менеджером и лидером, приведены в Таблице 7.

Таблица 7

Отличительные признаки менеджера и лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионал (специалист) Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, осуществить изменения.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на цели, установленные вышестоящим руководством и практически не используют их для осуществления изменений. В противоположность этому лидеры сами определяют цели деятельности и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или даже большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в детали и рутину.

Менеджеры предпочитают строгий порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

В противоположность этому лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они стремятся ограничить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры же направляют усилия для разработки новых и нетрадиционных решений проблемы. После того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем.

Указанные типы «лидерского» или «менеджерского» подхода к работе в чистом виде на практике почти не встречается. Дело в том, что менеджер, как правило, обладает в той или иной мере выраженными лидерскими качествами. В то же время, в организации лидеры занимают определенное должностное положение, нередко конкретное место в иерархии управления и в силу этого в своей деятельности вынуждены практиковать в большей или меньшей степени подходы, свойственные менеджеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: