· Континиум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта. Лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов (самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации).
· Модель ситуационного лидерства Фидлера, который разработал шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника, по которой можно определить личность, работа с которой была бы менее успешной.
· Модель ситуационного лидерства Херсея и Бландшара делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Ключевым фактором здесь является зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способности и желания выполнять поставленную задачу.
· Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчела основана на мотивационной теории ожидания (существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожидания, имеющихся у последователей).
· Модель ситуационного лидерства Стинсона— Джонсона. Ее суть в том, что уровень интереса к работе должен определяться в зависимости от характеристик последователей и характера самой работы, выполняемой ими.
|
|
· Ситуационная модель Врума—Йетона—Яго. Ее особенность — ориентированность только на привлечение подчиненных к участию в принятии решений.
49. Характеристика новых подходов к лидерству.
Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана тем, что традиционные подходы к изучению лидерства делали упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал свой стиль. К тому же прежние концепции основаны на том, что лидерство и управленческий эффект могут быть легко измерены, а это не всегда возможно. Новые концепции пытаются соединить в себе эти две стороны лидерства.
Концепция атрибутивного лидерства. Данная концепция опирается на теорию атрибуции, которая объясняет причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной произошедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера и поведение его последователей обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Руководитель наблюдает за подчиненными и получает информацию о том, что и как выполняется, затем он делает свои выводы о поведении каждого работника и выбирает стиль своего поведения т.о., чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного.
Этот подход основан на том, что знания, которые создали ситуацию, усиливают лидерское поведение и способность предсказать реакцию людей на ситуацию.
Лидер определяет причины поведения подчиненных исходя из трех составляющих: личности, самой работы и организационного окружения (обстоятельств).
|
|
Когда лидер пытается найти причины поведения подчиненного, он получает три различных вида информации, как то:
1)степень отличия. Руководитель хочет понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания;
2)последовательность. Руководителя интересует, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения;
3) степень уникальности. Руководителя интересует, насколько данное поведение уникально, характерно для одного подчиненного или наблюдается у многих.
На описанный выше процесс определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру как результат его личностных характеристик, тем больше он возлагает на него ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты личности подчиненного становятся помехами.
Концепция харизматического лидерства. Харизма — это форма влияния на других людей посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Это власть примера, основанная на влиянии личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю возможность эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое влияние на последователей. Лидеры такого типа обычно испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их стать лидерами. Желание быть лидером передается последователям.
Концепция преобразующего лидерства, или лидерство для изменений.
Лидер-реформатор осуществляет свое влияние на последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убежденности последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, он проявляет творческий подход.
50. Конфликты в системе управления. Виды и причины конфликтов.
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. Видов конфликтов много, их можно классифицировать, например, пофакторам. Так, по направленности конфликты делятся на горизонтальные (в них не задействованы люди, находящиеся в подчинении друг у друга), вертикальные (между руководителями и подчиненными) и смешанные (между руководителем и подчиненными, не находящимися в прямом соподчинении).
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений и позиций субъектов взаимодействия. Конфликты являются неотъемлемым компонентом человеческой деятельности, поэтому менеджеры должны уметь управлять конфликтом исходя из интересов и целей организации.
Виды конфликтов могут быть различны. Они классифицируются по следующим признакам:
1) по степени воздействия на эффективность работы - конструктивные (продуктивные, функциональные) и деструктивные (непродуктивные, дисфункциональные);
2) по числу участников - внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой конфликт;
3) по содержанию – эк-е, технологические, социальные, национальные;
|
|
4) по степени выраженности - открытые, скрытые, потенциальные;
5) по направленности воздействия – вертикальные, диагональные, горизонтальные;
6) по способу разрешения – антагонистические и компромиссные;
7) по природе возникновения – деловые и личные;
8) по скорости протекания – быстротечные и затяжные.
Каждый вид конфликта характеризуется определенными признаками. В практической сфере они проявляются взаимосвязано.
Причины конфликтов:
1) по источнику проблемы - внутренние и внешние;
2) по основе конфликта – деловые и личностные;
3) по характеру причин - объективные и субъективные;
4) по субъекту (инициатору конфликта) – инициированные руководителем или подчиненным.
В зависимости от типа межличностных отношений причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть:
• организационно-управленческие;
• материально-технические;
• правовые;
• финансовые, материальные;
• оценочные;
• коммуникативные;
• социальные, демографические;
• личностные, индивидуально-психологические;
• моральные, нравственные.
В реальной конфликтной ситуации имеет место одновременное сочетание нескольких причин. Чтобы эффективно управлять конфликтами, менеджер должен анализировать их причины, давать им адекватную оценку и принимать решения, направленные на устранение причин конфликта.
Методы управления конфликтами – совокупность приемов (способов) воздействия на конфликт с целью его оптимального разрешения. Различают структурные и межличностные методы:
1. Структурные методы – оказывают воздействие на содержание конфликта, наиболее применимы для конструктивных конфликтов, используются, как правило, для регулирования отношений в группах. Они вкл:
1) разъяснение требований к работе – четкое описание рабочих мест, прав, обязанностей, функций, разъяснение результатов, ожидаемых от работника или рабочей группы, порядка предоставления информации, системы полномочий и ответственности, четкое определение политики, процедур и правил организационного поведения;
|
|
2) введение жесткой системы единоначалия – установление жесткой иерархии для определения порядка подчиненности и ответственности, исключения двойственности подчинения, дублирования управления;
3) использование координационных и интеграционных механизмов – упорядочение взаимодействия между исполнителями, установление эффективных взаимосвязей, а также оптимизация процесса принятия решений и коммуникаций;
4) постановка общеорганизационных комплексных целей – ориентация усилий персонала на достижение общих целей, объединение индивидуумов, групп и отделов для совместного комплексного решения проблем организации;
5) совершенствование системы вознаграждений – установление общих оценочных показателей, стимулирование труда по результатам достижений группы или организации в целом;
6) поощрение бесконфликтной работы – использование материальных и нематериальных форм поощрения персонала за отсутствие конфликтов;
7) разрешение с учетом целей конфликтов – выяснение сути конфликта, определение истинных целей его участников, конструктивное обсуждение проблемы для устранения противоречий и нахождения оптимального решения.
2. Межличностные методы – оказывают воздействие на участников конфликта и применяются, для устранения неконструктивных противоречий.
1) уклонение – уход от конфликта, игнорирование спорных вопросов;
2) сглаживание - примирение, конформизм, призывы к солидарности;
3) принуждение – агрессивное поведение, силовое (властное) подавление 1 из сторон;
4) компромисс – частичное удовлетворение интересов сторон на основе взаимных уступок;
5) рациональное решение проблемы – открытое признание противоречий и нахождение взаимоприемлемых решений по их устранению путем открытого обсуждения, например, проведения переговоров.
Специалисты подтверждают эф-ть переговоров, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон без односторонних +. С целью предупреждения неконструктивных конфликтов менеджеру необх-о осущ-ть в организации мероприятия по профилактике конфликтных ситуаций.
51. Способы управления конфликтными ситуациями.
В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические методы — применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
§ планирование социального развития;
§ информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;
§ использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации;
§ организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников;
§ наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;
§ адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп.
Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом, которая предполагает две базовые тактики:
§ соперничество,
§ приспособление
и три производные тактики:
§ уклонение,
§ компромисс,
§ сотрудничество.