Точку О, являющуюся серединой расстояния между осями шкивов, примем
за начало системы координат. Используя теорему о движении центра масс, составим
дифференциальное уравнение движения стержня в проекциях на ось ОХ в указанной системе
координат:
mXc=fN1-fN2t (2.1)
где Хс- координата центра тяжести стержня.
Находим силы реакции связей N1 и N2 следующих уравнений равновесия стержня:
где l - расстояние между центрами шкивов. То есть
Подставив значения N1 и N2 в уравнение (2.1), после преобразований получим:
(2.2)
Сократив обе части равенства на т и вводя обозначениеK2 = 2fg./l, приведем уравнение (2.2) к виду:
Хс+К2Хс=0 (2.3)
Как известно, общее решение этого дифференциального уравнения имеет вид:
Хс = С1 sin kt + cos kt,
где С1 и С2 - постоянные интегрирования.
Если вместо постоянных C1 и С2 ввести постоянные А и α такие, что
С] = A cos а, С2 = A sin а, то получим:
Хc =. A (sin kt • cos a + cos kt• sin a)
Или
Xc = A sin(kt + a) (2.4)
Дифференцируя это выражение по времени, получим:
Хс = Ak cos(kt + a) (2.5)
Так как стержень начинает свое движение из состояния покоя при начальном смещении центра тяжести С от начала координат на величину Х0, то начальными условиями для уравнений (2.4) и (2.5) являются:
|
|
t = 0,Xc = Xo,Xc = 0.
С учетом этих начальных условий из уравнений (2.4) и (2.5) получим:
Asinα = X0,
Akcosα= 0. Откуда α=π/2, А= Х0.
Тогда уравнение (2.4) примет конечный вид:
Xc = X0coskt. (2.6)
Уравнение (2.6) представляет, собой уравнение гармонического колебания стержня. Период колебаний его определяется по формуле:
(2.7) |
Или с учетом получим:
Таким образом, зная период колебании стержня, расстояние между шкивами, можно определить коэффициент трения скольжения между материалами стержня и шкивов.