Методологические проблемы психологического консультирования

Методологические проблемы психологического консультирования связаны с особенностями выбора и принятия консультантом той или иной теории, описывающую определенную психологическую модель человека, движущие силы и механизмы развития психического. Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования. Теория помогает формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие проблему, с которой обратился клиент и указывающие эффективные методы ее разрешения. С накоплением опыта каждый психолог создает, “конструирует” свою собственную теорию, которая, отражая индивидуальный опыт взаимодействия с клиентами, опирается на уже известные теоретические ориентации и направления.

Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:

разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;

обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;

помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.

Хотя клиенты не так искушены в создании и использовании теорий, тем не менее, они создают и используют свои «непрофессиональные» теории для понимания и осмысления того, что с ними происходит в их жизни и, в частности, в процессе психологического консультирования. И эти теории опосредуют сам процесс психологического консультирования и, соответственно, его результаты.

Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные.

Некоторые авторы, например Раймонд Корсини, рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством.

Отсюда: методологические основы психологии консультирования – теоретические основания и программы, которые обеспечивают психологу теоретическую и практическую опору в процессе консультирования. В понятие методологические основы консультирования входят:

-механизмы, обеспечивающие достижение целей консультирования;

-теоретические принципы в определении сущности и природы личности.

Механизмы психологического консультирования:

1.Осознание – достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психологической жизни, конфликтов, переживаний. (В работе: отрицательные частицы не употреблять, добиться осознавания клиентом своего «Я», сотрудничества. Процесс осознания клиентом своих подавленных и вытесненных чувств имеет ряд характерных особенностей:

-инсайт – внезапное осознание и понимание причин проблемы

-катарсис – эмоциональное потрясение, переживаемое клиентом, сопровождается аффективной разрядкой.)

2.Спонтанность – умение быть свободным от стереотипов в поведении, мыслях и действиях. Спонтанность состоит в том, чтобы побудить человека сбросить свои повседневные роли, избавиться от стереотипов, стать раскованным и творческим.

3.Переживание – принятие клиентом какой-либо информации не столько через интеллект, столько через эмоциональную сферу

4.Коммуникация – способ построения диалогов между клиентом и консультантом через метафору, образы, символы и различные ситуации. Таким образом, функции методологии в консультировании:

1.Разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов. Это позволяет лучше понять проблему клиента и выстроить консультативную гипотезу.

2.Прогнозирование последствий поведения личности на основе полученных исследований.

3.Поиск и сбор новой информации об особенностях личности в рамках заданной теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: