Личность консультанта в психологическом консультировании

Большинство исследователей рассматривают в качестве самостоятельных два основных направления психологической деятельности: академическая психология (представлена в исследовательских институтах, учебных заведениях, научных сообществах) и практическая психология (существует как система психологических служб предприятий, организаций, как совокупность психологических центров, занимающихся профориентацией, консультированием и оказанием иных видов психологической помощи населению). В соответствии с данными направлениями выделяются две профессиональные подгруппы психологов: исследователи и практики. Их основное отличие сформулировано Р.С.Немовым: «практический психолог - это специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а оказанием прямой психологической помощи людям».

Различия в целях, задачах, методах профессиональной деятельности тех и других влияют на требования, предъявляемые к личностным особенностям специалиста.

Ряд авторов (Кочюнас Р.-А. Б., Самоукина Н.В. и др.) обращают внимание на следующие качества психолога-консультанта:

Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.

Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.

Эмоциональная стабильность и объективность.

Аутентичность.

Открытость собственному опыту. Означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их.

Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри нас.

Сильная идентичность. Идентичность – сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение – некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий («Преждевременная идентичность») или в результате преодоления кризиса идентичности («Достигнутая идентичность»).

Толерантность к неопределенности. Психолог-консультант должен уметь без значительного дискомфорта переносить ситуации неопределенности. Это достигается через: а)уверенность в своей интуиции и адекватности чувств; б)убежденность в правильности принимаемых решений; в)способность рисковать. Все эти качества приобретаются по мере личного и профессионального опыта.

Принятие личной ответственности. Критика не вызывает у такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.

Стремление к глубине межличностных отношений. Обычно этому препятствуют: страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другим положительных чувств, отклонение их. Для того, чтобы эти факторы не мешали стремлению к развитию глубоких межличностных отношений, в среде, где живет психолог-консультант, необходимо стараться создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков».

Постановка реалистичных целей. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели. Следует не винить себя за ошибки, а делать полезные выводы.

Далее, для общего развития.

На кафедре психологии Саратовского университета (1992) составлена профессиограмма психолога-практика. Установлены свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. Они оказались ранжированными следующим образом: доброжелательность, высокое чувство социальной ответственности, оптимизм, организованность, внутренняя дисциплинированность, коллективизм, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность.

Е.С.Романова (1992) для более полной характеристики профессионально важных качеств психолога использовала алфавит черт личности К.К.Платонова. В результате проведенного исследования на основании оценок экспертов получены следующие результаты, фиксирующие наиболее важные и необходимые для успешной деятельности практического психолога качества и свойства личности: наблюдательность, общительность, воздержанность, воспитанность, внимательность, обходительность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, уравновешенность, человеколюбие, деликатность, добропорядочность, отзывчивость, уважительность, учтивость, спокойствие, объективность, интеллигентность, компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность, начитанность, проницательность, переключаемость, разносторонность.

Н.Н.Обозов (1994), анализируя особенности психологического консультирования, выделяет следующие профессионально необходимые качества психолога-практика-консультанта: общительность - контактность; динамичность - гибкость поведения; избегание невротических и других субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; терпимость к возможным невротическим срывам, оценкам консультируемого (умение выслушать, понять, успокоить); поддержание общей культуры знаний и поведения; профессиональный такт, предполагающий соблюдение профессиональной тайны; деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни и отношений консультируемого; умение построить и выдержать до конца свою линию поведения; умение совместно с консультируемым проанализировать ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта (источников, динамики и правил поведения в конфликте).

Н.Н.Обозов на основании ведущих моделей общения с клиентом в процессе консультирования выделяет также два типа практического психолога-консультанта: “эмоционально-коммуникативный” и “эмоционально-нейтральный” (“когнитивный”). При этом успешность консультирования, по мнению автора, определяется совпадением или несовпадением ожиданий клиента с тем видом взаимодействия, который ему, исходя из своих личностных характеристик, предложит консультант (следует отметить, что типы выделены не на основании исследования собственно психологов-консультантов, а смоделированы по аналогии с результатами изучения взаимодействия врачей и пациентов клиники неврозов). Автор отмечает, что важное значение для оптимального контакта имеет пол человека. Женщины чаще подчеркивают у консультанта важность темперамента и характера, мужчины - профессионального опыта. Мужчины, страдающие неврозами, предпочитают иметь дело с консультантом своего пола. Позиция женщин нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением также консультанта своего пола, что подчеркивает большую значимость индивидуально-психологических особенностей (в частности, сочувствия) консультанта для женщин. По критерию лидерства Н.Н.Обозов выделяет тип психолога-лидера и психолога-ведомого. “Лидер-консультант характеризуется уверенностью, серьезностью, устойчивостью. В процессе собеседования он во всех вопросах ведет за собой консультируемого, опекает его и дает строгие и требующие обязательного исполнения рекомендации Консультант ведомого типа более универсальный, однако не всегда эффективен в работе с покорными, неуверенными в себе клиентами Ведомый консультант характеризуется мягкостью и любезностью, тактом и дипломатичностью, что успокаивает и расслабляет клиентов. Они проникаются доверием к его рекомендациям, ибо считают, что мягкий и добрый человек не может дать плохого совета”.

Противопоказания для работы психологом (по И.В. Вачкову и соавт., и др.). Речь идет о студентах.

Ненависть к людям, стремление мстить или держаться по отношению к ним крайне настороженно, ожидая плохого.

Психическое нездоровье (психические заболевания).

Неумение общаться на взаимоуважительной основе (наглое и вызывающее поведение, желание поставить себя выше, манипулирование другими для своей выгоды).

Лень, безынициативность, пассивная установка студента на то, что преподаватели должны их развлекать на своих занятиях. Слабая воля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: