Результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами, позволяют выделить ошибки начинающих консультантов:
1. Ошибки контакта:
Редуцирована или отсутствует фаза установления контакта
Вторжение в личное пространство клиента
Периодическое прерывание контакта с клиентом
2. Наличие непроработанных личных проблем:
Переключение на собственные проблемы
Демонстрация клиенту своих нерешенных проблем
Обесценивание значимых для клиента событий или чувств
Спутывание причины и следствия в проблемной ситуации
3. Речевые коммуникативные ошибки:
Перебивание клиента
Невнимательность к словам клиента, искажение или интерпретация
Использование профессиональной терминологии без объяснения значений терминов
Многословность либо длительное бесцельное молчание
Неточные названия чувств, неправильные формулировки мыслей
Неумение вернуть клиента к ответу на заданный ранее значимый вопрос
4. Нарушение этики психологического консультирования:
|
|
Нарушение любого пункта общепризнанных этических норм психологического консультирования
Обесценивание психотерапевтического процесса
5. Проблемы в ориентации на «здесь и сейчас»:
Невнимание к телесным реакциям клиента
Игнорирование актуальных проблем и потребностей клиента
6. Трудности в работе на определенном уровне обобщения:
Не сформулирован или неправильно сформулирован контракт (цель работы)
Работа на чрезмерно абстрактном уровне без обращения к конкретным проблемным ситуациям, чувствам и мыслям клиента
Невнимание к значимым для психокоррекции биографическим данным клиента
Отсутствие или некорректность выводов и домашнего задания по итогам консультации
Ориентация на средство (технику), а не на цель работы
Кроме того, наиболее распространенными ошибками являются:
Самоутверждение психолога-консультанта в диалоге. Ощущает и показывает себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе слышатся нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности. Клиент при этом может испытывать унижение, консультация проходит формально, клиент начинает сожалеть, что пришел.
Излишняя естественность (говорит и делает, что ему хочется) или искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается, прячась за искусственный фасад) поведения психолога-консультанта в диалоге. Естественность опасна тем, что не осуществляется процесс психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, с взаимными упреками, раздражениями и так далее. Искусственность опасна тем, что клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», нет ощущения встречи.
|
|
Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет.
Психологическая консультация выглядит как монолог психолога-консультанта.
С неуверенным клиентом психолог может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека.
Консультант испытывает внутренний страх перед молчанием, поэтому он стремится собственной активностью заполнить каждую наступившую паузу. На какое-то время это снижает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.
Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента.
Психолог оценивает клиента. Оценочное суждение психолога – барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента.
Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные. Психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, сам расстраивается, перегорает, теряет внутреннее равновесие и не может в полной осуществить действенную психологическую помощь клиенту.
Многочасовая консультация как ошибка консультанта. Причина – внутренняя неуверенность консультанта: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Вторая причина – внутренняя установка психолога на выслушивание клиента.
Психолог как объект манипулирования со стороны клиента. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним окружением, как своеобразного «жизненного судью», как авторитет.