Типы клиентов и особенности взаимоотношений
психолог – клиент
Обозов Н.Н. выделяет несколько оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:
По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы:
Не уверенный в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения.
Уверенный в себе клиент. Обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения.
Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Доброжелательное участие по отношению к клиентам этого типа создает благоприятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера.
Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину». В отличие от предыдущего типа клиентов, проблема здесь уже не в характере. Очень часто это люди одинокие, чувствительные, добрые, и страдающие вследствие своей доброты. Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа – слушание.
По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:
Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. Стремится к точному знанию о себе и окружающих, склонен недооценивать, игнорировать все, что трудно поддается объективации, рациональному анализу. Подобного рода клиент склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (MMPI, опросник «16 личностных факторов» Р.Кэттелла).
Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный клиент. Интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ (цветовой тест Люшера, тест Рошарха и др.).
По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы:
Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.
Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей.