Консультирование при реакциях страха и фобиях

Тревожность в отличие от страха не имеет определенного объекта, страх же всегда связан с конкретным объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей.

В психологическом консультировании встречается два типа страхов — нормальным (как естественная реакция) и патологическим (фобия).

Чаще всего клиенты обращаются по поводу конкретных страхов, связанных с какими-то важными событиями (боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т.п.). В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его реагирование на это событие является оправданным и адекватным.

Во время консультирования не следует помогать клиентам полностью избавляться от страха, необходимо помочь клиенту конструктивно воспользоваться страхом.

Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство, на другую ситуацию или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишь заместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит вследствие неразрешенных внутренних конфликтов.

За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты. Смысл фобий сильно зависит от индивидуальной истории жизни клиента.

Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт. Клиент может спокойно говорить о своем страхе, но отрицать при этом существование любых внутренних конфликтов, связанных с этим страхом. Попытки избежать обсуждения конфликта могут проявиться разными способами. Клиенты склонны сопротивляться стремлению консультанта говорить о вещах, провоцирующих тревожность (забывание деталей предыстории своих проблем).

Еще один способ бегства от тревоги клиентов с фобическими реакциями — это занятие самолечением (чтение медицинских книг и специальных журналов, стремление испробовать возможные методы лечения, избегание непосредственного обращения к своим внутренним конфликтам).

Еще одна особенность консультирования клиентов с фобическими реакциями состоит в том, что страхи могут передаться консультанту. Эффективная коррекция страхов требует от консультанта усиленного самоконтроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: