Консультирование при параноидальных расстройствах

К основным параноидным синдромам относят манию преследования и манию величия. Характерная для паранойяльной личности склонность к этим маниям обусловливает неспособность к завязыванию связей с другими людьми и социальную отстраненность, а также отражает диффузность личностной идентичности, когда человеку становится трудно различать, что относится к собственной личности, а что — нет.

Суть мании преследования — подозрение окружающих в злонамеренности. С этой манией связана и очень часто встречающаяся ревность. Подозрение супруга в неверности — почва для возникновения параноидальных страхов.

Мания величия проявляется в приписывании себе прежде не замечаемых талантов и способностей (выдают себя за изобретателей, творцов, способных спасти мир). Иногда паранойя проявляется в эротомании, когда человек думает, что он влюблен, и стремится соблазнить лицо противоположного пола.

Паранойяльные личности желают близости с другими людьми, но боятся оказаться обманутым. Это служит главной причиной подозрительности. Боясь быть отвергнутым, человек сам всех отталкивает.

При консультировании параноидного клиента необходимо быть готовым к его недоверию и враждебности. Такие клиенты постоянно "проверяют", насколько можно доверять консультанту. Преодоление недоверия и враждебности является важнейшим условием в работе с параноидными клиентами. Консультант должен иметь в виду, что параноики сходным образом ведут себя со всеми людьми. Работая с параноидными клиентами, следует соблюдать определенную дистанцию, потому что слишком быстрое или чрезмерно глубокое "вторжение" вызывает у них неприязнь.

Неэффективной в работе с подобным клиентом является дискуссия или спор по поводу обоснованности маний, поиск логических аргументов. Дискуссия бессмысленна, поскольку параноидному клиенту чужд язык логики. В общении он пользуется параноидальными метафорами. Задачей консультанта не является определение правдоподобности высказываемых клиентом идей. Значительно важнее сам факт наличия мании и уверенность клиента в своей правоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: