Консультирование истерических личностей

Истерическая личность отличается преобладанием потребности нравиться окружающим и стремлением преодолеть страх, что не удается привлечь внимание. Это проявляется в активности, драматизации, лживости, в соблазняющем, сексуально провоцирующем поведении, в незрелой и нереалистичной зависимости от других.

Истеричные клиенты в консультировании пытаются воспользоваться своими качествами, особенно с консультантом противоположного пола (классический вариант — женщина-клиент и мужчина-консультант). Обычно они добиваются придания контакту эротической, сексуальной окраски. Истерическая личность на самом деле не осознает воздействия своего поведения, поэтому окружающие часто чувствуют себя обманутыми, фрустрированными. Истерическая личность только производит впечатление теплоты и легкости в общении. В действительности она постоянно испытывает проблемы в подлинной любви и интимных привязанностях.

Истерические личности чаще всего обращаются с проблемами, связанными с семейными отношениями и сексуальной жизнью. Женщины, как правило, жалуются на фригидность, которая является реакцией на страх перед своей сексуальностью. Мужчины- истерики нередко страдают импотенцией и склонны к гомосексуализму.

Истерические личности используют различные формы психологической защиты (вытеснение, фантазирование), которые консультанту надо знать.

Для большинства истеричных клиентов, особенно женщин, характерна долгая история лечения у многих врачей. При истерическом неврозе часто встречается феномен конверсии: внутренний психологический конфликт выражается телесным симптомом, который становится его символом. Обычно конверсионные симптомы принимают форму потери чувствительности: анестезия конечностей, слепота, глухота и т.п. Поэтому истерические личности длительно лечатся от самых разных соматических нарушений.

Невротические симптомы имеют вторичную выгоду для клиента. Эту выгоду клиент не осознает или осознает лишь частично. Истерические симптомы служат трем основным целям:

"наказывают" лиц, к которым клиент испытывает враждебность;

помогают клиенту избежать неприятных, пугающих, потенциально унижающих ситуаций;

помогают возбудить симпатию окружающих или обратить на себя их внимание.

Поэтому часто возникает противоречие между высказанными клиентом желаниями и чувствами и тем, о чем говорят его симптомы. Это противоречие вызывает у консультанта подозрение, что клиент неискренен и симулирует.

Кроме того, поведение истерической личности может провоцировать у консультанта контрперенос. Поэтому консультант, работая с такими клиентами, должен постоянно контролировать свои чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: