Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решении

глобальные проблемы – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего чело­вечества.Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих формациях определяются потребительским отношением человека к природе. Бесконтроль­ное и все более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической ката­строфы. Все глобальные проблемы находятся в неразрывной взаимообусловленной связи друг с другом. Каж­дая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как "элемент" структуры всей системы глобальных проблем. Типологии глобальных проблем основана на концепции Л.Н. Самойлова:

- Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включаются: проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, установление нового международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и т.д. - Общепланетарные (ресурсные) глобальные проблемы. Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относятся: экологические проблемы во всех своих проявлениях, демографические, энергетические, продовольственные проблемы, проблемы использования космоса и т.д.

. Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включаются проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблемы планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д.

Для успешного преодоления всех глобальных проблем необходима продуманная, взвешенная политика всех государств по развитию международного сотрудничества и их активная деятельность по практической реализации всех намеченных мероприятий.

Особенно значителен вклад, который вносят действующие под эгидой ООН. Реализацию социального развития в развивающихся странах ООН связывает с утверждением нового Международного экономического порядка. Экономические проблемы призваны решать такие организации как ПРООН (программа по развитию), ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию) и др. Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Этими вопросами занимаются Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и др. Важную роль играют организации в решении энергетической проблемы. Среди них Международное Агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. В центре внимания находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводят ЮНЕП (1972г.), занимающаяся проблемами сохранения среды обитания.

45. Организация Объединенных Наций: структура, функции, проблемы реформирования. Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Структуру руководящих органов, согласно ст.7 Устава, составляют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, экономический и социальный совет, совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Она может давать по ним рекомендации Совету Безопасности и государствам-участникам. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии. Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два года Генеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы. Экономический и Социальный совет осуществляет под руководством Генеральной Ассамблеи функции ООН в сфере экономического и социального сотрудничества членов ООН. Совет по опеке был призван следить за осуществлением государствоми, управляющими подопечными территориями, основных задач международной системы опеки. В 2000 г. ООН объявила о конце существования колониальных и зависимых территорий в мире, в связи, с чем миссия Совета по опеке завершилась. Международный суд – главный судебный орган ООН (правовые споры межу государствами) и Секретариат – главный административный орган ООН (административно-техническое обслуживание органов и комитетов ООН). В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки (ЮНЕСКО); Международный суд и др. Кроме того, ООН реализует ряд международных программ: по контролю над наркотическими средствами, по окружающей среде (ЮНЕП), мировую продовольственную и по вирусу иммунодефицита человека. За время своего существования ООН внесла большой вклад в развитие международного права, содействовала процессу ликвидации колониальной зависимости и обретению народами Азии, Африки государственной независимости. Однако в реализации своей главной задачи – обеспечения международного мира и безопасности, предотвращения конфликтов между странами и народами – ООН оказалась наименее эффективна. В последние годы развернулась бурная дискуссия о необходимости реформирования ООН.

46. Внешняя политика РБ: основные направления и приоритеты. Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

Основными направлениями политики на международной арене являются:

• вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства;

• активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями;

• способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

• участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве; • энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.

Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Она уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Особое место в системе белорусских внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнером Беларуси – Кубой. Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

47. Источники и ресурсы власти. Под источниками или основаниями принято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своей цели. В качестве ресурсов власти рассматриваются потенциальные основания власти, т.е. те средства воздействия на подвластных, которые могут быть использованы для усиления дееспособности власти, либо для достижения определённых политических целей. Принято выделять экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные источники власти, и, соответственно, её ресурсы. Экономические: составляют господствующие формы собственности, объём валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас страны, устойчивость национальной валюты, объём запасов жизненно важных материальных ценностей и т.п. Социальные: это те слои и группы населения, на которые власть опирается. Важным ресурсом власти являются мероприятия по повышению занятости населения, а также жизненного уровня различных социальных слоёв. Юридические: совокупность законов и других нормативных актов, на которых власть сформирована, на которые она опирается в своей практической деятельности. Каждая правящая группа стремится использовать ресурс упрочения своего положения—расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности. Значение этого ресурса власти особенно возрастает в переходные периоды общественного развития, когда прежнее законодательство не в полную меру отвечает новым реалиям жизни. Административно-силовые: образуют учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, её внутреннюю и внешнюю безопасность. К ним относятся институты исполнительной власти, органы безопасности, разведки и внутренних дел. Ресурсом власти выступают мероприятия по совершенствованию деятельности такого рода органов государства, улучшению их организационной структуры, технической оснащённости и т.п. Культурно-информационные: включают в себя совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности и информационный потенциал страны. К таким учреждениям можно отнести системы учёта и хранения национального культурного достояния, специальные центры по сбору и обработке различных видов стратегической информации, международные и национальные компьютерные сети, средства коммуникации и информации. Совершенствование их деятельности есть путь усиления оснований власти, повышения её эффективности. Некоторые авторы в качестве самостоятельных или дополнительных ресурсов власти называют также убеждения, чувства, язык.

48. Проблема легитимности и легальности власти. В политологии та власть, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчинятся их велениям, а не навязывается им силой, называется легитимной. Легитимной является правящая группа, право которой на власть призвано и подтверждено, а какой-либо форме широким народным согласием. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Типология легитимности выведена М. Вебером. Он выделил 3 основные ее принципы: традиция, харизма и легальность. 1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. 2. Харизматическая легитимность опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Этот тип власти чаще наблюдается в переломные моменты истории. 3. Легальная – основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. О степени легитимности власти можно судить по результатам выборов, массовых демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или оппозиции существующему правительству. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики также указывает на степень легитимности правления. С понятием легитимности тесно связано понятие «кризис власти». Для определения законности власти в франц. языке есть термин— легальность власти. a). Власть имеет законное происхождение; b). Власть осуществляется по закону (не через насилие, безнаказанность);c). Власть сама подчиняется закону. Легитимность и легальность власти—это близкие, но неоднозначные понятия. Легитимность—это этичная, оценочная характеристика власти. Легальность – это юридическая и этична нейтральная характеристика власти. Отличие двух показанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определённом этапе стать нелегитимной в глазах населения. Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Крайней мочкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимов.

49. Типология политической системы общества. Политическая система общества это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Типология политических систем берет за основу одни из критериев отбора и на этой основе создает классификацию. Наиболее общеизвестными являются следующие: 1.по критерию характера взаимоотноше­ний с внешней средой политические системы подразделяются на: а) закрытые – имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.к. ресурсы развития находят внутри (СССР, Венгрия, Болгария); б) открытые активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические гос-ва Запада). 2. По политическому режиму выделяются: а) тоталитарные характерны полное подчинение личности и обще­ства власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства; б) автори­тарные – характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, граж­данских, духовных свобод для большинства; в) демократические предполагаю приоритет прав личности, контроль общества над властью. В зависимости от исторического типа общества распространено деление по­литической системы на традиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет не развитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования вла­сти. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, полити­ческие системы, трансформирующиеся на реформы. В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся на децентрализованные, централизованные и сверх цен­трализованные. В соответствии с принципами легитимности власти отличают традиционные, рациональ­ные и харизматические политические системы.

50.Тоталитарный политический режим: понятие, признаки, разновидности. Тоталитаризм политиче­ский режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. Он характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), которая уничтожает в стране все политические свободы и возможности для возникновения политической оппозиции, полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин "тоталитаризм" появился в двадцатые годы XX века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, теоретики фашизма называли его «тотальной концепцией жизни». Сначала понятие тоталитаризм использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые годы начали применять по отношению к той системе организации власти, которая существовала в Советском Союзе в период сталинизма. Власть при тоталитаризме принимает форму всеобщего контроля и насилия. Она контролирует все сферы жизнедеятельности общества без исключения: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая их мысли и мотивы поступков. Отношение общества и власти характеризуется тем, что общество полностью отчуждено от власти, но при этом оно не осознает этого отчуждения. В политическом сознании формируется представление о "слиянии общества с властью". Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Тоталитарная идеология устанавливает свою монополию во всех сферах. Мораль, право, наука, экономическая эффективность, социальные отношения, культура, политические нормы – все подчинено идеологии. Общими отличительными признаками тоталитарной модели общества являются стремление к всеобъемлющей организации общества и полному контролю над личностью, контроль осуществляется огромным числом государственных и партийных органов, начиная от школы, и кончая органами государственной безопасности, устанавливается режим всеобщей слежки за гражданами. Характерным признаком тоталитаризма является стремление к радикальному переустройству общества в соответствии с определенной социальной утопией. При этом режиме репрессии имеют всеобщий характер, подавляется любая индивидуальная свобода, включая свободу мыслить. Тоталитарные режимы делятся на «правые и левые тоталитаризмы». Правый тоталитаризм существовал в форме фашизма. Он основывался на идеологии национал-социализма. Левый тоталитаризм в классическом виде про­явился в сталинизме. Корни этой идеология находились в марксизме. Исторические примеры тоталитарных режимов: гитлеровский режим в Германии, фашистский режим в Италии, режим Сталина в СССР. Следует помнить, что цели и социальные основания этих режимов различны.

51. Сущность, признаки и основные разновидности современных авторитарных режимов. Политический режим авторитарного типа является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимом, переходным от одного к другому. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом, а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулирующих государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества. Для авторитарных режимов характерно максимальное расширение компетенции исполнительной власти, снижение роли представительных учреждений, или их упразднение. Представительные учреждения ликвидируются или их роль сильно ограничивается. Из общественных организаций действуют те, которые не носят оппозиционного характера. Контроль и насилие существуют, но они не носят всеобщего характера. Авторитарный режим опирается на силу, при этом она не обязательно используется, но всегда в любой момент может подавить проявления неповиновения. Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Авторитарные режимы часто опираются на армию, которая вмешивается в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Другие права и свободы граждан не только установлены, но и могут быть реализованы. Идеология сохраняет определенную роль, так как она является существенным компонентом политики. Но при этом следует подчеркнуть, что в авторитарных режимах власть интересует не столько мировоззрение граждан, сколько сохранение власти. Все идеи, призывающие, так или иначе, к смене власти, подавляются. Власть осуществляет контроль над поведением граждан только в сфере политики. Есть сферы, не контроли­руемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан. Разновидности: однопартийные устанавливаются либо в результате совершения революции, либо навязываются извне. Так было со странами Восточной Европы, в которых эти системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Военные – возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц. Огромное количество примеров военного правления в Латинской Америке, Африке, Греции и др. Режим личной власти – главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер, и доступ к власти зависит от доступа к лидеру. Пример, Испания при Франко, Филиппы при Маркосе и др. Бюрократически-олигархические режимы - власть осуществляется группой лиц, нередко представляющих интересы различных общественных слоев, однако в формировании и принятии решений главная и безусловная роль принадлежит здесь государственной бюрократии. Признаки авторитарного режима: 1) концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа; 2) игнорирование принципа разделения властей; 3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом; 4) суд выступает вспомогательным органом; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц; 6) сохраняется частичная цензура; 7) отсутствие единой идеологии; 8) отказ от тотального контроля над всеми сферами общественной жизни; 9) права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются; 10) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях в властью; 11) роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический.

52. Демократический режим. Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Демократия политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством. Признаки: 1 - наличие политического и идеологического плюрализма; 2 - всеобщее избирательное право и система свободных выборов основных органов власти; 3 - принцип разделения властей; 4 - развитая система парламентаризма; 5 - принцип взаимной ответственности граждан и государства; 6- средства массовой информации свободны и независимы; 7 - права и свободы гарантируются законом. Этапы перехода к демократии: на первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия конституции, закона о выборах. На третьем этапе экономика начинает развиваться на основе роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства. Разновидности: по приоритетным субъектам: либеральная признает источником власти индивида. Плюралистическая предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей. Коллективистская опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. Подводя итог, следует отметить, что современные демократические режимы – это, как правило, развитые системы политического представительства. Наиболее полно политическое представительство реализовано в парламентаризме. Парламентаризм – это определенная система правовых, морально-этических норм и принципов, система «правил игры», система политических и гражданских институтов, которые функционируют в обществе.

53. Основные теории происхождения государства. Государство возникло как результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. В политическойтеории сложились разные теории происхождения государства. Теологическая теория (Ф. Аквинский и др.) исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Патриархальная теория (Н. Михайловский и др.) рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. В теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности. Согласно договору люди добровольно передают часть своей свободы и прав государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности. По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер) государство возникает в результате завоевания одних народов другими. Государство есть форма господства более сильных и лучше организованных групп над слабыми. Классовая теория (К. Маркс, В.И. Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами. Государство – это форма организации политической власти в классовом обществе, машина для поддержания господства одного класса над другими. Существуют различные подходы к исследованию государства: политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение "общих дел", регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа; - классовый, согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие господства одного класса над другим; - правовой (юридический) подход, исследующий государство как источник права, своеобразную иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, как официальный представитель всего общества.

54. Формирование правового государства и гражданского общества в РБ. Итогом последних лет, прошедших с момента принятия Конституции РБ, явилась фактическая завершенность процессов национального и государственного строительства. Идет становление таких институтов, которые обеспечивают права человека, свободу слова, печати, участие в выборах высших должностных лиц. После провозглашения независимости политическая ситуации в РБ существенно изменилась и стала приобретать черты цивилизованного демократического государства. Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. В стране все факты нарушений прав и свобод граждан являются предметом тщательного рассмотрения правоохранительных органов и судебного разбирательства, благодаря чему создаются условия для предотвращения злоупотреблений властью и формирования у населения активной гражданской культуры. В Беларуси приняты мери, направленные на создание единого информационного пространства. С целью совершенствования государственной системы правовой информации, согласно Указу Президента, был образован Национальный центр правовой информации. Отличительной чертой является использование установленных Конституцией РБ форм непосредственной демократии: референдум, выборы и Всебелорусские собрания. В РБ действует Избирательный кодекс, в котором детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. Свою лепту в формирование гражданского общества вносит представительный орган нашей страны – Национальное собрание РБ. Благодаря высокому профессионализму депутатов и постоянному обновлению депутатского корпуса в республике создана законодательная база для становления правового государства и развития гражданского общества. Сохранилась и действует в полном объеме система Советов депутатов всех уровней – сельских, районных, городских, областных. Создана правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления. В республике удалось достичь экономического подъема, обеспечить справедливое распределение результатов труда, собственности и тем самым способствовать стабильности в обществе. С 90-х гг. 20 в. начался бурный рост предпринимательской активности. Однако она не сопровождалась устойчивостью из-за отсутствия у многих предпринимателей навыков для занятия индивидуальной деятельностью и нехватки первоначального капитала. В настоящее время частные сектор экономики вносит существенный вклад в создание валового внутреннего продукта страны. В Беларуси идет развитие «третьего сектора», способствующего самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в политическом процессе. Он представлен в Беларуси добровольными организациями, объединяющими граждан и выражающими их разнообразные интересы: общественные объединения с республиканским статусам, в том числе профсоюзные, ветеранские, молодежные и женские организации. Особое место в гражданском обществе занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением прав и условий труда наемных работников, а также защищать их права. Выразителями политических интересов общества выступают политические партии, которые осуществляют взаимодействие между гражданами и государством во имя определения политических целей. В РБ осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тыс. религиозных общин. Формируя гражданское общество государство должно создавать условия для политического участия граждан в политических процессах, развития социальной инициативы, обеспечивать всеми возможными средствами права и свободы граждан. Незавершенность становления гражданского общества, как и правового государства, в РБ, объясняется объективными причинами: отсутствием прочного участия граждан в политических процессах и невысокой политической культурой населения.

55. Типология политического процесса. По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый политические процессы. При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах. Скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии). С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

56. Развитие представлений о лидерстве в истории политической мысли. Интерес к проблеме лидерства появился ещё в древности. Древнегреческий философ Платон считал, что главная черта правителя—мудрость. Поэтому во главе государства должны стоять философы, обладающие большим умом и рассудительностью. Аристотель заметное место в своих работах посвящал прямой связи личностных качеств правителя и эффективного и справедливого управления. Началом политики, по его мнению, является этика. Мыслители средневековья, в частности Фома Аквинский, обосновывали власть государя «Божьей волей». Значительный вклад в исследование проблемы политического лидерства внёс итальянский мыслитель Эпохи Возрождения Н. Макиавелли. В его трактовке политический лидер—это государь, который объединяет и представляет всё общество, обладает политическими способностями и военным талантом, использующий для сохранения своего господства и общественного порядка любые средства, в том числе и аморальные (подкуп, убийство, обман и т.п.). З. Фрейд, считавший, что исторический процесс развивается под определяющим влиянием великих лидеров. Он утверждал, что массы испытывают потребность в авторитете лидера подобно авторитету отца в семье. Одним из первых в истории политической мысли, кто попробовал по-новому подойти к феномену политического лидерства, был немецкий философ Гегель. Он считал, что выдающиеся руководители выражают историческую необходимость своего времени, потребности общественного развития. Марксизм отталкивается от классового принципа. Политический лидер – последовательный, сознательный и умелый выразитель интересов и воли класса, играющий по отношению к классу в известном смысле вспомогательную, служебную роль. Основоположники марксизма пытались показать, что историю творят люди, но побудительные мотивы их действий, стремлений имеют свои причины, лежащие в материальной, прежде всего экономической, жизни общества. Понимая реальные экономические интересы, отдельные личности, социальные группы, классы направляют свою практическую деятельность на их осуществление. Таким образом, роль личности рассматривается в тесной связи с деятельностью классов, социальных групп.

57. Основные типы политической культуры. Некоторые политологи выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический. Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономичес­кой и духовной жизни общества. Важной особенностью тоталитарной политической культуры является культ борьбы, используемый в качестве универсального метода в решении и созидательных и разрушительных задач. Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм политической деятельности. При этом в обществе преобладает убежденность, что все необходимые и желательные перемены могут быть интегрированы в существующую политическую систему. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три чистых типа политической культуры – патриархальную, подданническую, активистскую и три смешанных типа – патриархально-подданническую, подданническо-активистскую и патриархально-активистскую, которые получаются из смешения чистых типов. Патриархальная политическая культура - это политическая культура, существующая в обществе, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. Подданническая политическая культура (или "культура подчинения") характеризуется "высокой частотностью ориентаций" в отношении дифференцированной политической системы. В активистской политической культуре (или "культуре участия") все ориентации достигают "высокой частотности". Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности. В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуется уже три названных типа смешанных культур. Первый из них – патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинциализма к централизованной политической власти. Это было характерно, например, для Западной Европы в период становления абсолютных монархий. Члены общества отдавали предпочтение центральным институтам власти, а не местным. Второй тип – подданнически-активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления. Например, политическая культура этого типа имела место во Франции, Германии и Италии конца XIX – начала XX вв. Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью. Оптимальным вариантом, с точки зрения Г. Алмонда и С. Вербы, является смешанный тип политической культуры, который они предложили назвать "культурой гражданина".

58. Политическое поведение личности. Политическое поведение это универсальная характеристикаполитической жизни, которая охватывает все проявления активности индивидов, групп, общностей или организаций в сфере политических отношений. Современные подходы к исследованию политического поведения базируются на самых разных методологических основаниях, но все они так или иначе входят в схему «стимул-реакция», в которой присутствует большое количество промежуточных факторов, что делает политическое поведение крайне сложным для исследования. Сегодня в политических науках ведётся интенсивное изучение поведения человека в рамках политических партий, движений. Признана важность таких элементов структуры политического поведения, как мотивы, стиль межличностных отношений, идентификация с политической группой, модели принятия решений и т.д. Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью. Выделяют два типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое действие —это форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и её институты, и другие объекты. Политическое бездействие —это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от пассивного безразличия до активного неприятия политики. Типы политического поведения: по количеству субъектов – индивидуальные и коллективные; по уровню рационального осмысления субъектом – осознанные и неосознанные; по позиции субъекта – активные и пассивные; по доступности, публичности характера действий – открытое и закрытое; по способу достижения цели – прямое и опосредованное; по соответствию поведения нормам политической системы – легальные и противозаконные; по целевой направленности – конструктивные и деструктивные; по организационным формам – организованное и неорганизованное; по продолжительности – единичный акт, явление или развивающийся процесс; по остроте проявления – борьба, протест, гнев и т.д. с точки зрения преемственности политического развития – традиционное и инновационное. Индивидуальное политическое поведение —это и внутренние реакции политических субъектов, и внешне наблюдаемые их политические акты, имеющие общественно-политическое значение.

1. Предмет, функции и методы политологии, ее место в системе общественных наук.

2. Политика как общественное явление.

3. Сущность, структура и функции политической власти.

4. Политический режим: понятие, сущность, критерии.

5. Демократия: теория и практика.

6. Сущность, структура и функции политической системы общества.

7. Политическая система Республики Беларусь.

8. Государство, его функции и структура.

9. Формы государственного правления.

10. Формы государственного устройства.

11. Сущность и признаки правового государства.

12. Гражданское общество, основные условия его формирования и функционирования.

13. Институты государственной власти в Республике Беларусь.

14. Политические партии: сущность, структура, функции, типология.

15. Партийные системы и их типология.

16. Становление многопартийной системы в Республике Беларусь.

17. Общественные объединения, их место и роль в политической жизни общества.

18. Общественные объединения в Республике Беларусь.

19. Политический процесс: сущность, структура, стадии протекания.

20. Теория и практика политической модернизации общества.

21. Политическая деятельность как основа политической жизни общества.

22. Политическое участие: сущность, формы, типы, уровни, факторы.

23. Политическая элита: сущность, функции, типология.

24. Основные факторы и пути формирования политической элиты.

25. Политическое лидерство и его сущность.

26. Типология политического лидерства.

27. Выборы и избирательное право.

28. Избирательные системы.

29. Избирательная система в Республике Беларусь.

30. Избирательная кампания и ее основные стадии.

31. Политическая культура, ее сущность, структура и функции.

32. Политическая социализация как процесс включения личности в политику.

33. Политические конфликты: сущность, типы, этапы, пути урегулирования.

34. Политический кризис: предпосылки, проявления, этапы, виды, пути выхода.

35. Государственная политика и управление как категории политической науки.

36. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь.

37. Политика государства в сфере конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

38. Политика и религия.

39. Этнополитические процессы в современном мире. Национальная политика в Республике Беларусь.

40. Сущность и основные субъекты международных отношений.

41. Внешняя политика государств в системе международных отношений.

42. Геополитика и процессы глобализации в современном мире.

43. Международные организации: сущность, типы, функции.

44. Глобальные проблемы современности и роль международных организаций в их решении.

45. Организация Объединенных Наций: структура, функции, проблемы реформирования.

46. Внешняя политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты.

47. Источники и ресурсы власти.

48. Проблема легитимности и легальности власти.

49. Типология политической системы общества.

50. Тоталитарный политический режим: понятие, признаки, разновидности.

51. Сущность, признаки и основные разновидности современных авторитарных режимов.

52. Демократический режим. Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.

53. Основные теории происхождения государства.

54. Формирование правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

55. Типологии политического процесса.

56. Развитие представлений о лидерстве в истории политической мысли.

57. Основные типы политической культуры.

58. Политическое поведение личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: