Тема, цель занятия, заполнение бланков, ответы на контрольные вопросы.
Тема: Работа поездного диспетчера. Обязанности поездного диспетчера.
ДНЦ регулирует движение поездов на участке, следит за продвижением поездов по перегонам и станциям, своевременно устраняя возникающие препятствия и отклонения от графика с тем, чтобы обеспечить выполнение заданных размеров движения при лучшем использовании вагонов, локомотивов и пропускной способности. При этом поездной диспетчер обязан максимально использовать имеющиеся резервы увеличения скорости движения, сокращение времени обработки поездов на станциях, простоя вагонов под грузовыми и техническими операциями.
В зависимости, от сложивщейся обстановки, поездной диспетчер регулирует скрещение и обгон поездов на участке. ДНЦ контролирует работу станций, прием и отправление поездов, принимая меры к обеспечению безопасности движения. Все распоряжения по движению поездов на участке ДНЦ передает ДСП и другим работникам связанным с движением поездов, приказами регистрируемыми в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений. Работники, получившие приказ ДНЦ, обязаны повторить ему содержание приказа. Убедившись в том, что приказ понят правильно, ДНЦ дает указание к его выполнению.
При необходимости закрыть перегон или путь, а также при переходе на другие средства сигнализации и связи, ДНЦ прежде чем дать приказ, убеждается, что перегон или путь свободен от поездов. О предстоящем закрытии пути или перегона ДНЦ независимо от передачи приказа, предварительно вызывает ДСП, ограничивающих перегон и предупреждает их о закрытии пути или перегона. ДНЦ при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех ДСП, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями и в зависимости от обстановки, дать станциям необходимые указания о предстоящей работе.
График исполненного движения поездов должен обеспечивать:
- удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
- безопасность движения поездов;
- наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;
- рациональное использование подвижного состава;
- соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;
- возможность производства ремонтных работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения.
Назначение и отмена поездов производятся:
а) пассажирских местного сообщения, почтово-багажных и грузопассажирских, пригородных – следующих в пределах РК – руководством РГП «КТЖ»;
в) пассажирских следующих в страны СНГ – Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества по представлению руководства РГП «КТЖ»;
в) воинских, людских, ускоренных грузовых, следующих в пределах железных дорог Казахстана - руководством РГП «КТЖ», а в станы СНГ - Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества;
г) восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей и локомотивов без вагонов,
специального самоходного подвижного состава, хозяйственных и других поездов не предусмотренных графиком движения - ДНЦ.
Каждому поезду присваивается номер установленный графиком движения. Поездам одного
направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления нечетные.
ДНЦ ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы и причины их. На графике исполненного движения указываются:
а) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда требующие особых условий пропуска;
б) время отправления, прибытия и проследования, по станциям участка;
в) данные об использовании локомотивов;
г) данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток;
д) занятие приемоотправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами или
составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков;
е) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных путях станций участка и перегонов;
ж) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
з) движение поездов по неправильному пути;
и) закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение.
Тема: Формы, содержание и порядок передачи диспетчерских приказов
Все распоряжения по движению поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми (записываемыми) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы:
а) об открытии и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);
б) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;
в) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;
г) об отправлении поездов по неправильному пути и с разграничением временем (в случаях и порядком, предусмотренным в главе XIV настоящей Инструкции);
д) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами) и негабаритными грузами;
е) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции;
ж) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, дрезин несъемного типа и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;
з) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации;
и) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;
к) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом.
В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездными диспетчерами. Регистрируемые диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений. Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, диспетчер подтверждает его словом " Выполняйте ". Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах диспетчера и станции. Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно предъявить его дежурному по станции для ознакомления и расписки в прочтении.
Тема: Виды предупреждений и порядок их выдачи
"В случаях, когда при следовании поездов необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их о производстве работ, на поезда выдаются письменные предупреждения. Предупреждения выдаются:
- при неисправности пути, устройств контактной сети, переездной сигнализации, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути;
- при вводе в действие новых видов средств сигнализации и связи, а также при включении новых, перемещении или упразднении существующих светофоров и при их неисправности, когда светофор невозможно привести в закрытое положение;
- при неисправности путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации;
- при отправлении поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, когда при следовании этого поезда необходимо снижать скорость или соблюдать особые условия;
- при работе на двухпутном перегоне снегоочистителя, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин;
- при постановке в поезд подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка;
- при работе съемных подвижных единиц в условиях плохой видимости, а также при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;
во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда"
Все предупреждения подразделяются на три вида:
а) действующие с момента установления до отмены, когда соответствующий руководитель по условиям производства работ не может определить точного срока их окончания;
б) действующие в течение определенного устанавливаемого руководителем работ срока, указываемого в заявке на выдачу предупреждения;
в) устанавливаемые для отдельных поездов при необходимости соблюдения особых условий их пропуска (наличие в поезде груза или подвижного состава, который не может следовать с установленной скоростью, при назначении не предусмотренных расписание остановок и т.п.).
Заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством предвиденных работ даются:
а) дорожными мастерами, начальниками и электромеханиками районов контактной сети, электромеханиками дистанций сигнализации и связи - на время производства работ, но не более чем на один день;
б) начальниками дистанции пути, сигнализации и связи, дистанций энергоснабжения - на срок до 5 суток;
в) начальниками отделений железных дорог, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - главными инженерами железных дорог - на срок до 10 суток.
Предупреждения на более длительные сроки устанавливаются приказом начальника дороги, при этом в приказе об установлении предупреждения начальник дороги может предоставить соответствующим работникам право отмены предупреждения после выполнения необходимых работ и восстановления нормальной скорости.
Дорожными мастерами, даются заявки о выдаче предупреждений в связи с предстоящим производством предвиденных работ, руководить которыми имеет право бригадир пути.
Заявки на выдачу предупреждений даются письменно, телеграммой или телефонограммой в адрес дежурных по станциям. Письменная заявка, поданная на станцию, должна быть подтверждена лицом, подписавшим ее, телеграммой или телефонограммой.