Количественный граф связей

В качественный граф связей нужно включать как проблемы, так и их причины разных уровней (см. рис.16).

 
 


Рисунок 16 – Принципы построения диаграммы связей

(качественный граф связей).

Для построения диаграммы связей этого типа выполняются следующие действия:

1. Следует выделить все факторы, которые могут иметь отношение к рассматриваемой проблеме. Для этого можно воспользоваться ранее разработанными диаграммами сродства и Исикавы.

2. Необходимо изобразить все возможные проблемы и причины с помощью прямоугольников.

3. Далее необходимо идентифицировать все возможные причинные взаимосвязи между каждым фактором и другими и показать их стрелками на этом графе.

4. Необходимо классифицировать факторы в зависимости от роли, которую они играют в причинно-следственной ситуации.

5. Далее следует сконцентрировать усилия по совершенствованию на устранение основных причин рассматриваемой проблемы.

В отличие от качественного графа, оценивающего зависимости между факторами, иногда проще количественный подход к определению роли различных факторов. Общий вид количественного графа связей дан на рис.17.

 
 


Рисунок 17 – Принцип построения диаграммы связей (количественный граф связей)

Для построения диаграммы связей в виде количественного графа выполняются следующие действия:

1. Следует разместить обозначения рассматриваемых факторов произвольным образом на листе бумаги, желательно, примерно, по кругу.

2. Для каждого фактора необходимо оценить: на какие факторы он влияет, под влиянием каких факторов он находится сам. Это влияние следует отметить стрелками. Направление стрелки будет указывать направление влияния.

3. После оценки всех взаимосвязей нужно подсчитать и отметить на диаграмме число стрелок, приходящих к каждому фактору и уходящих от него (например, «3 стрелки входят, 2 выходят»).

В зависимости от числа стрелок в каждом направлении для каждого фактора можно определить одну из двух ролей:

· Генератор показателей или причина. Это фактор, имеющий много стрелок, влияющих на уровень показателей других факторов (имеет больше выходящих стрелок, чем входящих).

· Индикатор результата или эффект. Это фактор, который указывает нечто, как результат действия генератора показателей (имеет больше входящих стрелок, чем выходящих).

Когда предпринимается попытка отыскать основную причину проблемы или эффект, то генератор показателей следует выбирать в качестве отправной точки для проведения исследований. Эти факторы – движущая сила процесса и они создают уровень его показателей.

Конкретная ситуация: Компания потратила много времени и денег на внедрение системы измерения показателей. Однако эта система так и не нашла широкого применения в компании. Сотрудники компании не любили работать с ней, а в некоторых случаях просто ее саботировали. Руководство компании решило проанализировать причины данной ситуации.

Для анализа ситуации решили использовать диаграмму связей.

В качественный граф связей были включены как проблемы, так и их причины разных уровней (см. рис. 18).

Для построения диаграммы связей этого типа были выполнены следующие действия:

1. Выделены все факторы, которые могли иметь отношение к рассматриваемой проблеме. Для этого были использованы ранее разработанные диаграммы сродства и Исикавы.

2. Все возможные проблемы и причины были изображены в виде прямоугольников.

 
 


Рисунок 18 – Принципы построения диаграммы связей (качественный граф связей).

3. Были идентифицированы все возможные причинные взаимосвязи между каждым фактором и другими и показаны стрелками на графе (см. рис. 18).

4. Факторы в зависимости от роли, которую они играют в причинно-следственной ситуации, были классифицированы.

5. Были сконцентрированы усилия по совершенствованию на устранение основных причин рассматриваемой проблемы.

Кроме того, в компании был также использован количественный подход к определению роли различных факторов, который, в отличии от качественного графа, оценивающего зависимости между факторами, гораздо проще.

Общий вид количественного графа связей дан на рисунке 19.

В результате анализа построенного графа, в соответствии с количеством стрелок, были выделены причины, по которым внедренная системы измерения показателей не оправдала надежд руководства.

Основными причинами (генераторы показателей) являются:

· плохо определенны меры (0 входит, 5 выходит);

· отсутствует обучения измерениям (0 входит, 3 выходит).


Рисунок 19 – Принцип построения диаграммы связей

(количественный граф связей)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: