Бенчмаркинг

Бенчмаркинг – это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого процесса с эталонным процессом ведущей организации с целью сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы.

Основные элементы бенчмаркинга в современном понимании следующие:

1. Измерение уровня показателей собственных с показателями партнера по бенчмаркингу. Цель измерений – сравнение и регистрация улучшений.

2. Сравнение уровней показателей, процессов практики и т.д.

3. Обучение на примере партнеров по бенчмаркингу введению улучшений в своей организации.

4. Совершенствование. Это – главная цель любого бенчмаркинга.

Можно выделить четыре основных причиныпроведения бенчмаркинга в организации, стремящейся к совершенствованию:

1. Бенчмаркинг помогает организации понять и развить критическое отношение к существующим бизнес-процессам.

2. Бенчмаркинг дает импульс к активному процессу обучения в организации и мотивации для перемен и улучшения.

3. С помощью бенчмаркинга организация может отыскать новые источники совершенствования и новые приемы труда вместо тех, что приняты в нашей среде.

4. С помощью бенчмаркинга определяются новые эталоны для измерения показателей бизнес-процессов.

Таким образом, бенчмаркинг предполагает сравнение своего предприятия с другими предприятиями. Можно определить разные типы бенчмаркинга в зависимости от того, с кем проводится сравнения и что сравнивается.

В целом можно рассматривать различные типы бенчмаркинга в зависимости от вышеуказанных направлений (см. рис. 21).

1. К основным типам бенчмаркинга в зависимости от того, с кем проводится сравнение относятся:


Рисунок 21 – Типы бенчмаркинга

1. Внутренний бенчмаркинг – сравнение с самым лучшим, что есть внутри самой организации. Такое сравнение называют бенчмаркингом внутри своего класса.

2. Конкурентный бенчмаркинг – сравнение с самыми лучшими прямыми конкурентами. Такое сравнение называют бенмаркингом в параллельном классе.

3. Функциональный бенчмаркинг – сравнение с другими предприятиями, не обязательно конкурентами. Эти предприятия выполняют родственные работы в той же самой технологической области. По аналогии со школой можно назвать это бенчмаркингом с кем-то из другой школы того же типа.

4. Общий бенчмаркинг – сравнение с самым лучшим вообще, вне зависимости от отрасли и вида рынка. Такое сравнение называют бенчмаркинг с совершенно новой школой.

2. К основным типам бенчмаркинга в зависимости от того, что сравнивается относятся:

1. Бенчмаркинг показателей – сравнение чистых основных числовых показателей или иных измеряемых показателей.

2. Бенчмаркинг процесса. Кроме отдельных показателей сравнивается еще и ход протекания процесса.

3. Стратегический бенчмаркинг. В этом случае проводится сравнение стратегических решений и условий их реализации на более высоком уровне. Этот вариант бенчмаркинга используется достаточно редко.

Исследования показали, что на практике лучшие результаты получаются в комбинации общего бенчмаркинга, в котором участвуют предприятия из других отраслей, и бенчмаркинга процесса. Обычно бенчмаркинг начинается с анализа показателей деятельности, чтобы уяснить текущее состояние предприятия и разобраться в том, что нужно изменить, каких партнеров для бенчмаркинга следует взять. А затем уже следует применить бенчмаркинг процесса, чтобы понять, что именно нужно изменить.

Существует несколько моделей того, как следует проводить бенчмаркинг своей организации с учетом ее связей с другими. Коротко можно рассмотреть три основных.

Первая и наиболее распространенная модель работает так, что одна организация начинает бенчмаркинг с участием нескольких других организаций в качестве партнеров. Проводится сравнение поодиночке с каждым из предприятий-партнеров. Зачастую партнеры даже не подозревают, что, кроме них, в бенчмаркинге участвуют другие партнеры и кто они.

Вторая модель. Последнее время стала общепринятой практика, когда несколько организаций-партнеров собираются вместе для проведения совместного бенчмаркинга. В этой второй модели имеет место перекрестное сравнение всех партнеров. Такой подход обычно дает лучшие результаты для всех участников.

Третья модель предполагает использование посредника-консультанта, который собирает данные, анализирует их, а затем передает результаты анализа организациям, которые предоставили свои данные. Эта модель лучше всего подходит для бенчмаркинга показателей.

На заре бенчмаркинга считалось, что этот метод находится на границе этической приемлемости. Был разработан свод этических норм бенчмаркинга, сущность которых можно свести к следующему:

· Делай для своих партнеров по бенчмаркингу то, что ты хочешь, чтобы они сделали для тебя.

· Если есть сомнения в том, что ваше мероприятие этически или юридически оправдано, – воздержитесь от его проведения.

Иногда говорят, что бенчмаркинг – это форма систематизированного промышленного шпионажа. Это неверно. В разных странах существует свое юридическое право ограничения бенчмаркинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: