double arrow

Основными задачами ГКНТ являются

- реализация государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

- организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

- координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности;

- совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования;

- проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

- развитие инновационной инфраструктуры, создание механизмов поддержки субъектов инновационной деятельности;

- обеспечение контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества.

Генеральной линией государственного регулирования инновационной деятельности должен стать переход от используемой "линейной инновационной системы" к реализации идеологии Национальной инновационной системы.

Государственная политика в сфере управления научным комплексом должна основываться на соответствии приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований приоритетам экономического развития республики, создании научной продукции мирового уровня, конкурентоспособных образцов новой техники и технологий.

Для повышения адаптационных возможностей предприятий к внедрению инноваций необходимо создать систему подготовки и переподготовки кадров для обучения их основам экономических знаний и инновационной деятельности.

Представляется целесообразным усилить научную базу управления производством на макроуровне путем развития промышленных (бывших отраслевых) институтов. Они создадут научно-методологическую базу, возьмут на себя функции перспективного стратегического планирования, обеспечат восстановление связей в цепочке "фундаментальная наука – прикладные исследования – внедрение".

Созданные таким образом научно-производственные кластеры, объединяющие научные и промышленные организации не по признаку отрасли (научной или промышленной), а по реально решаемым проблемам на конкретных национальных и международных рынках, позволят увязать экономические интересы всех участников, объединить интеллектуальные ресурсы нации с ее существующими и потенциальными производственными возможностями.

Важнейшим элементом национальной инновационной системы, безусловно, является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком.

Возвращаясь к мерам государственной поддержки, необходимо отметить, что бюджетные средства, выделяемые на блок разработок, должны, как минимум, в 2-3 раза превышать ассигнования на научные исследования при долевом внебюджетном финансировании до 70%. Что же касается блока освоения научно-технических новшеств, как наиболее дорогостоящего, то именно здесь должны быть сконцентрированы средства других внебюджетных источников инновационных фондов министерств, поскольку на стадии освоения создается конкурентоспособная продукция, реализация которой позволяет приносить прибыль государству.Важным инструментом реализации государственной научно-технической и инновационной политики, таким образом, должна стать налаженная система финансирования, базирующаяся на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом контроле за их использованием. В силу различных причин в Республике Беларусь система, которая бы стимулировала инвестирование в НИОК(Т)Р, пока недостаточно эффективна. Сегодня в качестве внебюджетных источников финансирования исследований реально используются только два ‑ средства отраслевых инновационных фондов и крайне ограниченные собственные средства предприятий. В связи с этим основным источником инвестиций продолжают оставаться средства республиканского бюджета.

Таким образом, сложившийся научно-инновационный конвейер сегодня позволяет не только сохранить, но и развивать собственную систему генерации и освоения инноваций, созданную в государстве.Результаты работы научно-инновационного конвейера уже сегодня прослеживаются в отраслях народного хозяйства и характеризуются как созданием передовых производственных технологий, так и освоением выпуска на этой основе новых видов изделий, что в конечном счете, является важным фактором роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности за счет новых потребительских свойств.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: