Лекция 1. Сущность, структура и функции управления. Специфика управления подготовкой юных спортсменов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

Кафедра спорта

ПОГОДИНА С.В., БЕКЕТОВ В.А.

Курс лекций

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТА

(раздел «Управление подготовкой спортсменов»)

Для студентов дневной и заочной форм обучения, направления подготовки 6.01.02.01 «физическое воспитание»,

Симферополь 2011

Рекомендовано заседанием кафедры спорта от29.04.11,

протокол №9

Рекомендовано к печати учебно-методическим советом ТНУ от 26.04.11, протокол №4

УДК 796.012.2

Курс лекций по «Основам общей теории спорта»

Раздел «Управление подготовкой спортсменов».

Авторы – составители

Погодина Светлана Владимировна, зав. кафедрой спорта Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, кандидат биологических наук, доцент, мастер спорта.

Бекетов Владимир Алексеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спорта Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, мастер спорта.

Рецензент

Сышко Дмитрий Владимирович - зав. кафедрой теории и методики физической ультуры Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор.

Редактор Василенко Н.А.

Подписано к печати Формат 60 х 84/16 Бумага тип. ОП Объем 3,5 п.л. Тираж 50 Заказ

95007, г. Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского


Содержание

Лекция 1. Сущность, структура и функции управления. Специфика управления подготовкой юных спортсменов……………4

Лекция 2. Основные подходы, применяемые при управлении подготовкой спортсменов…………………………………………………8

Лекция 3. Целеполагание в спорте………………………………….16

Лекция 4. Прогнозирование в спорте……………………………….22

Лекция 5. Моделирование в спорте…………………………………26

Лекция 6. Планирование в спорте…………………………………...31

Лекция 7. Контроль и учет в спортивной тренировке…………….47

Лекция 8. Отбор и ориентация спортсменов в процессе многолетней подготовки……………………………………………………..58

Темы семинарских занятий………………………………………….65

Задания для модульного контроля………………………………….67

Литература……………………………………………………………...87

Лекция 1. Сущность, структура и функции управления. Специфика управления подготовкой юных спортсменов

Пусть сапожник сидит за своей колодкой,

крестьянин ходит за плугом,

а правитель умело правит народом.

Это ведь тоже ремесло, которому надо учиться

и за которое нельзя браться тому,

кто этого делать не умеет.

И.В. Гете

Уважаемые студенты! Мы приступаем к изучению одного из важнейших теоретических разделов общей теории спорта – «Управление подготовкой спортсменов». Наука об управлении появилась сравнительно недавно и называется кибернетика. Термин кибернетика впервые был предложен французским ученым, основоположником электродинамики Андре Мари Ампером в начале XIX века, который на склоне лет серьезно занялся философией наук. Сопоставляя причины парадоксального поведения некоторых биологических особей и целенаправленных действий человека, он после долгих и мучительных раздумий пришел к выводу, что двигательная активность всего живого в определенном направлении (мотылек летит к свету) и даже наперекор самосохранению (мать, отдающая свое сердце смертельно больному ребенку) осуществляется благодаря потребностям. Тогда же великий физик воскликнул: - «Кибернетика – наука об управлении». Напомним «кибернос» - в переводе с греческого означает «кормчий» – старший моряк, управляющий штурвалом и ведущий судно заданным курсом. Однако понадобилось еще более столетия развития естественных наук, совершенствования технических средств управления, приемов сбора информации для того, чтобы только в середине XX века термин «кибернетика» наполнился современным содержанием в качестве подлинной науки об управлении, связи и переработки информации в сложных системах. Основоположником кибернетики во всем мире признан американский ученый Норберт Винер. Его книга «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» вышла в свет в 1948 г. Значение этой книги велико, так как в ней раскрываются механизмы управления в живых и неживых системах.

Великий математик М.В. Келдыш писал об этом. «Эта область науки видимо окажет сильнейшее влияние не только на производительные силы, но и на все развитие человеческого общества, и мы должны по возможности предвидеть это развитие». Почему же эти ученые придавали огромное значение науке об управлении и заставили весь мир преклониться перед их научными изысканиями. Дело в том, что именно среда, того времени, в котором жили эти люди, повлияла на их взгляды и философские мысли. Давайте же дадим краткую характеристику развития различных областей науки и техники в девятнадцатом и двадцатом веках.

XIX век характеризуется в технике как век расцвета энергетики, в медицине, биологии и физиологии – биоэнергетики. XX век, в свою очередь, характеризуется ростом производственных мощностей и проблемой управления этими мощностями.

С одной стороны, человеческой мышечной силы зачастую становилось уже недостаточно для такого управления. Её заменяли либо пассивными направляющими (рельсы), либо особыми машинами, получившими название сервомоторов, которым перепоручались, например, повороты гигантских многотонных рулей океанских судов. С другой стороны, становилось в принципе все более ясным, что выработка механической энергии и целесообразное управление этой энергией – это совершенно раздельные задачи, которые требуют не только раздельных, специализированных устройств, но нередко и независимых источников энергии для каждой из этих функций, например электрическое или пневматическое управление работой паровой машины. Таким образом, XIX век можно назвать веком энергетики, где основной проблемой этой отрасли была проблема выработки энергии. В XX же веке основной проблемой явилась проблема управления этой энергией. Причем «всадник» – управление, оказалось и более сложной, и более важной проблемой, нежели «конь» – источник рабочей энергии.

На сегодняшний день наука об управлении бурно развивается. Об этом свидетельствует глобальная компьютеризация, развитие генетики, атомной и топливной энергетики, космической индустрии. Такие специальности, как «управление и финансы», «управление на производстве», «управление в экономике», «управление и программирование» стали значительно востребованными у современной молодежи. С какими же основными проблемами сталкивается наука об управлении?

Проблема регуляции – Как (устройство управляющего механизма, «всадника») и для чего (цель работы),устроены автоматы, регулирующие устойчивый или программно-изменяемый ход работы машины?

Проблема передачи информации в управляющем механизме – воспринимающий элемент (датчик), подающий сигнал неблагополучия, или отклонения от нормы. Сигнализация с датчика (например, с рецептора) к регулятору.

Проблема источника связи в управляющем механизме (каналы связи).

Эти проблемы и определили сущность управления, которая заключается в том, что управление является функцией организованных систем (биологических, социальных, технических), обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Структуру процесса управления составляют три относительно самостоятельные стадии:

- стадия предварительного (смыслового) управления;

- стадия непосредственного (делового) управления;

- стадия заключительного (контрольно-аналитического) управления.

Процесс управления в предварительной стадии осуществляется посредством таких функций:

целеполагание,

прогнозирование,

моделирование,

принятие решения,

планирование,

программирование,

построение алгоритма,

предварительная организация.

Непосредственное управление проводится за счет пяти основных функций:

непосредственная организация,

слежение,

регулирование,

корректирование,

координация.

На заключительном этапе управления используются следующие функции:

учет,

контроль,

оценка,

работа с информацией.

Теория спорта хотя и имеет ряд аспектов не связанных с кибернетикой, однако, управление подготовкой спортсменов может идти только по пути тесного контакта с ней. Во всяком случае, изучение общих законов кибернетики, их использование в условиях процесса многолетней подготовки спортсменов является наиболее перспективным путем в повышении ее качества и результативности спортсменов. Специфика управления подготовкой юных спортсменов заключается в том, что тренер воздействует на естественно растущую и развивающуюся, сложную самоуправляемую систему (организм ребенка), и реакции каждой системы детерминированы возрастными и индивидуальными законами развития, которые не все еще достаточно глубоко познаны. В связи с этим проблемы, связанные с повышением эффективности управления подготовкой спортивных резервов, приобретают в настоящее время особую остроту и актуальность. От того насколько качественно и бережно тренер осуществляет тренировку юных спортсменов, во многом зависит полноценное пополнение сборных команд.

Управление процессом подготовки спортсменов осуществляется на основе главной цели этого процесса. Главной целью подготовки юных спортсменов является достижение оптимального уровня подготовленности, который позволил бы успешно решать задачи в спорте высших достижений в наиболее благоприятных возрастных границах для конкретного вида спорта и специализации.

Для реализации главной цели необходимо знать:

- структуру этого процесса (этапы, их задачи, основные направления этапов подготовки, возрастные границы этапов в конкретном виде спорта);

- специфику тренировочных программна этих этапах (особенности дозирования физической нагрузки, протекания адаптационных процессов, процессов утомления и восстановления);

- режим основной деятельности спортсмена (соревновательной деятельности);

- основные компоненты системы спортивной подготовки (стороны спортивной подготовки).

Система управления учебно-тренировочным процессом юных спортсменов многофункциональна и предназначена для больших или длительных управленческих циклов (этап подготовки, учебно-тренировочный год). Что касается малых управленческих циклов (урочное занятие, микроцикл), то при неизменной структуре их построения возможно ряд функций управления упростить. В заключении, подтверждая значимость проблемы управления процессом спортивной подготовки, хотелось бы отметить, что среди функций, которые выполняет тренер, большое количество относится к управленческим функциям. А именно:

- управление технико-тактической подготовкой;

- организация воспитательной работы в коллективе;

- планирование процесса спортивной подготовки;

- управление волевой подготовкой спортсменов;

- контроль спортивной деятельностью и состоянием спортсменов;

- управление физической подготовкой спортсменов;

- управление соревновательной деятельностью;

-организация службы повышения и восстановления работоспособности;

- управление теоретической подготовкой спортсменов;

- организация учебно-тренировочных сборов;

- организация 1-ой медицинской помощи;

- организация соревнований, подведение спортсменов к соревнованиям;

- контроль за повышением общеобразовательного уровня занимающихся;

- проведение учета и отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: