double arrow

Управление спортивной подготовкой в детско-юношеских спортивных школах

1

В нашей стране долгие годы эффективно действовала строй­ная система подготовки спортивного резерва. После принятия Федеральных законов от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О фи­зической культуре и спорте в Российской Федерации», от 6 де­кабря 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федера­ции», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Россий­ской Федерации» управление всей системой подготовки спортив­ного резерва претерпело значительные изменения.

Спортивная подготовка стала органической составной частью общегосударственной системы дополнительного образования детей, которая закреплена в Концепции развития дополнитель­ного образования детей (далее - Концепция), утвержденной рас­поряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1276-р.

Данная Концепция разработана совместно тремя ведомствами: Министерством образования и науки, Министерством культуры и Министерством спорта.

Механизм практической реализации правовых норм указан­ных выше законов и Концепции нашел свое отражение в целом ряде нормативных документов, подготовленных Министерством спорта Российской Федерации[*].

На законодательном уровне были установлены новые по­нятия:

• спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное система­тическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на фи­зическое воспитание и совершенствование спортивного мастер­ства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;

• спортивный резерв - лица, проходящие спортивную под­готовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации;

• спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную под­готовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;

• федеральные стандарты спортивной подготовки - сово­купность требований к спортивной подготовке по видам спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом и обязательных для орга­низаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В настоящее время спортивная подготовка может осуществ­ляться физкультурно-спортивными организациями, одной из це­лей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации.

Для оказания методической помощи государственным и муни­ципальным учреждениям, осуществляющим спортивную подго­товку, на основе федеральных стандартов спортивной подготовки Министерством спорта РФ были разработаны для этих организа­ций Методические рекомендации[†].

Методические рекомендации направлены на обеспечение единства основных требований к организации спортивной под­готовки на территории страны, повышение массовости детско- юношеского спорта и подготовки спортивного резерва.

В модернизированной системе подготовки спортивного резер­ва выделяются:

На федеральном уровне:

• федеральное государственное бюджетное учреждение «Фе­деральный центр подготовки спортивного резерва», осуществля­ющее организационно-методическое руководство и координацию работы по подготовке спортивного резерва в Российской Феде­рации;

• федеральные училища олимпийского резерва, целью кото­рых является, в том числе, создание условий для обеспечения не­прерывной подготовки спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в период их обучения и прохождения спортивной подготовки;

• федеральные экспериментальные (инновационные) пло­щадки по развитию системы подготовки спортивного резерва.

На региональном уровне:

• государственные учреждения - центры спортивной подго­товки (ЦСП);

• региональные (межрегиональные) спортивно-тренировоч­ные центры (РСТЦ);

• образовательные учреждения, осуществляющие деятель­ность в области физической культуры и спорта;

• образовательные учреждения среднего профессионально­го образования: училища (техникумы, колледжи) олимпийского резерва (УОР);

• образовательные учреждения дополнительного образования детей:

- специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;

- детско-юношеские спортивные школы;

- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;

- адаптивные детско-юношеские клубы физической подго­товки;

- дворцы спорта для детей и юношества;

- детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры;

- другие учреждения дополнительного образования детей, имеющие структурные подразделения физкультурно-спортивной направленности.

На муниципальном уровне:

• муниципальные детско-юношеские спортивные (физкуль- гурно-спортивные, физической подготовки, культурно-спортив­ные, спортивно-туристские, спортивно-досуговые и другие) клубы (центры);

• учреждения дополнительного образования детей, осуществ­ляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Под центром спортивной подготовки (ЦСП) понимаются го­сударственное или муниципальное учреждение, основной целью которого является организация спортивной подготовки и обеспе­чение подготовки олимпийского резерва.

Училище олимпийского резерва (УОР) как вид учреждения, осуществляющего спортивную подготовку, обеспечивает спор­тивную подготовку на основе образовательного процесса, инте­грированного с тренировочным процессом.

Основными видами образовательных учреждений дополни­тельного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, являются:

• детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

• специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР).

Основными задачами спортивной школы являются:

• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриоти- ческого, трудового воспитания детей;

• выявление и развитие спортивного и творческого потенциа­ла одаренных детей;

• профессиональная ориентация детей;

• создание и обеспечение необходимых условий для лич­ностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преиму­щественно от 6 до 18 лет;

• подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;

• адаптация детей к жизни в обществе;

• формирование общей культуры детей;

• организация содержательного досуга детей;

• удовлетворение потребности детей в художественно-эсте- тическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физи­ческой культурой и спортом.

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой многолетний, круглогодичный специально организован­ный и управляемый процесс, основанный на научных и практи­ческих знаниях.

Составляющими компонентами системы спортивной подго­товки являются:

• организационно-управленческий процесс построения спор­тивной подготовки по этапам и периодам спортивной подготовки на основе программы спортивной подготовки;

• система отбора и спортивной ориентации;

• тренировочный процесс;

• соревновательный процесс;

• педагогический процесс;

• процесс научно-методического сопровождения;

• процесс медико-биологического сопровождения;

• процесс ресурсного обеспечения.

При осуществлении спортивной подготовки устанавливают­ся следующие этапы:

• спортивно-оздоровительный этап;

• этап начальной подготовки;

• тренировочный этап (этап спортивной специализации);

• этап совершенствования спортивного мастерства;

• этап высшего спортивного мастерства.

Спортивная подготовка ведется на основе программ спор­тивной подготовки, разрабатываемых и утверждаемых организа­цией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с Федеральными стандартами спортивной подготовки по видам спорта.

Основными формами организации тренировочного процесса являются:

• групповые тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и тендерных особенностей занимающихся;

• индивидуальные тренировочные занятия, проводимые со­гласно тренировочным (учебным) планам;

• самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам спортивной подготовки;

• тренировочные сборы;

• участие в соревнованиях и иных спортивных мероприятиях;

• инструкторская и судейская практика;

• медико-восстановительные мероприятия;

• тестирование, промежуточная и итоговая аттестация обу­чающихся (для проходящих обучение по дополнительным обра­зовательным программам).

Ведомственное руководство деятельностью спортивной шко­лы осуществляет учредитель, в качестве которого выступает орган управления физической культурой и спортом или орган управле­ния образованием регионального или муниципального уровня. К компетенции учредителя отнесено утверждение устава учреж­дения, принятие решений о реорганизации и ликвидации спор­тивной школы, утверждение финансового плана, решение других вопросов, которые закреплены за ним действующим законода­тельством.

Непосредственно спортивной школой руководит директор. Его прием на работу осуществляется в порядке, который опре­деляется Уставом школы и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор должен иметь физкультурное или педагогическое профессиональное образование и педагогический опыт работы с детьми. Он организует работу спортивной школы, определяет совместно с педагогическим советом основные направления раз­вития спортивной школы, представляет ее интересы в государ­ственных органах и общественных организациях. Директор ре­шает все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью спортивной школы. Часть своих полномочий директор может делегировать своим заместителям. Заместители осуществляют непосредственное руководство направлениями деятельности спортивной школы и несут ответственность за вверенное им на­правление в соответствии с должностными инструкциями и при­казами директора.

Директор осуществляет управление спортивной школой на принципах единоначалия. Он несет ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

- реализацию не в полном объеме образовательных программ;

- качество образования выпускников;

- жизнь, здоровье обучающихся и работников во время обра­зовательного процесса;

- другие нарушения законодательства Российской Феде­рации.

Важное место в управлении спортивной школой занимает самоуправление. Одной из форм самоуправления являются педа­гогический совет, тренерский совет.

Штатное расписание спортивной школой определяется са­мостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых воз­можностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик работ­ников физической культуры и примерного штатного расписа­ния организации, ведущей спортивную подготовку. Функцио­нальная структура управления спортивной школой приведена на рис. 10.

Рис. 10. Функциональная структура управления спортивной школой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: