Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породивших государство. "Мононормы" - были едиными, нерасчленёнными специфическими нормами, содержащими в себе нормы морали, религии, права. Мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного.
С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм:
Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой.
Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. К примеру, племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей, главной из которых была жестокость, поэтому ожидалось, что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении, и это являлось нормой, соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали.
Особенностями первобытных обычаев является то, что
Ø Выражали волю и интерес всего рода;
Ø Их творцом был сам род, осуществляя такую функцию через народное собрание;
Ø Обычаи действовали в силу привычки, и как правило исполнялись добровольно;
Ø Не фиксировались письменно, а передавались от поколения к поколению;
Ø Формировались лишь в тех сферах, где они были жизненно необходимы и обусловлены естественной потребностью;
Ø В случаи нарушения обычаев применялись санкции не правового характера;
Ø Члены рода по обычаю были равны перед лицом ответственности;
Ø Обычаи теснейшим образом переплетались и взаимно дополняли традиции, ритуалы, табу.
В первобытном обществе существовали также и прото-религиозные нормы – это нормы, связанные с поклонением первобытным богам.
Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи[14], расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право». Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важным источником права – обычным правом.
Признаки социальных норм, сложившихся в догосударственный период:
- отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени;
- существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
- обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами общественного убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
- ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу);
- выражали интересы всех членов рода и племени.
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Согласно либертарно-юридической концепции[15], право и государство возникают и действуют как две взаимосвязанные сословные части единой по своей сущности формы и порядка бытия признания, выражения и осуществления свободы людей в социальной жизни.
Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Право исторически возникло в форме обычаев. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться уже письменно для всеобщего сведения, изначально путем их санкционирования государственной властью.
Так же как и государство, право имеет два пути происхождения:
Восточный путь происхождения права - характерен для стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм - сборники нравственно-религиозных положений (поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
Западный путь происхождения права - присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).
Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе нормы права возводятся в закон. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только, как правило, меньшей части общества.
Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочивания общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Правовые нормы устанавливались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и др.);
3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).