Источники и нормы права. Система права

А.И.ЕГОРОВ

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Рекомендовано Ученым советом

Нижегородского государственного технического университета

в качестве учебного пособия

для студентов инженерных специальностей

Нижний Новгород 2007

УДК 340 (075.32)

ББК 67.0 я 723

Е 302

Рецензент

кандидат юридических наук М.И.Желобкевич

Егоров, А.И.

Е 302 Правоведение: учебное пособие для студентов инженерных

специальностей / А.И.Егоров. – Н.Новгород: Нижегород. гос. техн.

ун-т, 2007. 140 с.

ISBN 978-5-93272-469-9

В данном учебно-методическом пособии представлена характеристика преподаваемых юридических дисциплин. Объем и содержание излагаемого материала позволяет студенту получить глубокие представления о важнейших институтах соответствующей отрасли правовых знаний. Приближенная к реальной структуре права, композиция материала стимулирует системное познание права, формирует целостное его восприятие. Для овладения навыками защиты своих прав предлагаются практические задания.

Пособие адресовано студентам ДПИ НГТУ инженерных специальностей, изучающим курс «Правоведение».

Библиогр.: 23 назв.

УДК 340 (075.32)

ББК 67.0 я 723

ISBN 978-5-93272-469-9 ã Нижегородский государственный

технический университет, 2007

ã Егоров А.И., 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………….………………………………………………………6

I. Понятие и сущность права ……………………………………..…………....7

1.1. Теории происхождения государства и права………………………………...7

1.2. Два подхода к праву: юридическое мировоззрение и юридический

нигилизм………………………………………………………………………..8

1.3. Способы образования права. Особенности права, отличающие

его от социальных норм первобытного общества…………………………...9

1.4. Понятие права. Основные подходы к определению

его сущности…………………………………………………………………10

1.5. Признаки, функции и принципы права……………………………………..11

1.6. Право в системе социальных норм………………………………………….13

2. Правовые системы и их типы.

Источники права. Нормы права. Система права ……………………....16

2.1. Подходы к пониманию правовой системы.

Классификация правовых систем…………………………………………..16

2.2. Основные правовые семьи: романо-германская,

общего права, мусульманская……………………………………………....17

2.3. Источники права: понятие, виды…………………………………………... 22

2.4. Правовые нормы: понятие, виды, структура……………………………….24

2.5. Система права………………………………………………………………...28

2.6. Предмет и метод правового регулирования как

основания деления права на отрасли.………………………………………29

3. Правонарушение и юридическая ответственность.

Законность и правопорядок в современном обществе …………………30

3.1. Правомерное поведение личности. …………………………………………30

3.2. Правонарушения: понятие, признаки и виды. Состав

правонарушения как основание юридической ответственности………….30

3.3. Понятие и виды юридической ответственности.

Освобождение от юридической ответственности………………………….33

3.4. Законность и правопорядок………………………………………………….34

4. Конституционное право Российской Федерации ……………………….36

4.1. Конституция как основной закон РФ……………………………………….36

4.2. Основы конституционного строя РФ……………………..………..……….37

4.3. Права и свободы человека и гражданина.

Их государственные гарантии……………………………………………….39

4.4. Система органов государственной власти РФ……………………………...40

4.5. Местное самоуправление в РФ……………………………………….……..46

5. Гражданское право Российской Федерации …………………………….48

5.1. Предмет, метод и принципы гражданского права…………………………48

5.2. Гражданское правоотношение, правоспособность и дееспособность.

Физические и юридические лица……………………………………………49

5.3. Сделки, их признаки, виды и формы.

Недействительные сделки. Порядок и последствия признания

сделок недействительными………………………………………………….51

5.4. Представительство: понятие, значение в гражданском обороте,

субъектный состав……………………….…………………………………..55

5.5. Институт права собственности и его защита. ……………………………..56

5.6. Обязательства: понятие, типы, основания возникновения.

Ответственность за нарушение обязательств……………………………..60

5.7. Наследственное право……………………………………………………….63

6. Семейное право Российской Федерации …………………….…………..64

6.1. Понятие, источники и основные принципы семейного права……………64

6.2. Заключение и прекращение брака.

Несостоявшийся и недействительный брак………………………………..66

6.3. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности

супругов. Брачный договор………………………………………………….67

6.4. Права и обязанности родителей и детей……………………………………69

6.5. Алиментные обязательства членов семьи…………………………………..70

6.6. Ответственность в семейных правоотношениях…………………………...71

7. Трудовое право Российской Федерации …………………….…………...73

7.1. Предмет и источники трудового права……………………………………..73

7.2. Социальное партнерство в сфере труда…………………………...………..74

7.3. Трудовые правоотношения: понятие, основания возникновения,

субъекты…………………………………………………………….………...75

7.4. Трудовой договор: понятие, виды, содержание.

Изменение и прекращение трудового договора…………………….……...76

7.5. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата…………………….……78

7.6. Дисциплина труда. Материальная ответственность

по трудовому праву……………………………………………….………….80

7.7. Трудовые споры: индивидуальные и коллективные.

Порядок их разрешения……………………………………………………...81

8. Административное право Российской Федерации ……………………..83

8.1. Предмет, метод, нормы и источники административного права…….…...83

8.2. Органы государственного управления……………………………………..84

8.3. Государственная служба и государственные служащие в РФ……………85

8.4. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав..………86

8.5. Содержание административной ответственности……………….….……..87

8.6. Виды административной ответственности……………………….….…….88

9. Уголовное право Российской Федерации ………………………………...89

9.1. Предмет, принципы, источники уголовного права... ……………….……..89

9.2. Понятие преступления и его категории. Состав преступления…….……..91

9.3. Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении….……….95

9.4. Уголовно-правовая ответственность и наказание………………………….97

9.5. Освобождение от уголовно-правовой ответственности и наказания……102

10. Экологическое право Российской Федерации …………….………….104

10.1. Понятие и источники экологического права…………………………….104

10.2. Субъекты и объекты экологического права……………………..……….106

10.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения……107

11. Практические задания …………………………………………………...109

11.1. Тесты для итоговой аттестации………………………………….……….109

11.2. Задачи по гражданскому праву РФ………..…………………….……….128

11.3. Задачи по трудовому праву РФ…………………………………………..136

Список рекомендуемой литературы …………………………………………139

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правоведение – собирательное понятие, совокупность знаний о праве, аккумулируемых теорией права и государства, конституционным, гражданским, семейным, трудовым, административным, уголовным правом и другими юридическими дисциплинами.

Изложение материала пособия начинается с общетеоретической части правоведения, представленной теорией права и государства. От иных отраслей правовых знаний она обособляется предметом изучения, уровнем обобщения, понятийным аппаратом. В рамках теории даются объяснения и формулируются понятия права, нормы права, источника права, закона, правоотношения, правонарушения, юридической ответственности и др. В этом смысле теория права и государства есть вводная наука о праве, своего рода общая часть для всего цикла юридических наук.

Конкретные виды правовых норм и институтов, источников права, правоотношений, правонарушений, ответственности изучаются в рамках отраслевых юридических наук, которые составляют особенную часть правоведения. Ее открывает конституционное право, значимость которого для всей национальной системы права обусловила выделение конституционного права из отраслевого ряда. Если действующую систему права можно представить в виде «юридического знания», то его «каркас», основные несущие конструкции принадлежат конституционному праву. Все остальные отрасли права – своего рода «этажные блоки» здания.

Подразделение всего массива правовых норм на две «суперотрасли» - частное и публичное право – явилось основанием для расположения материала особенной части работы в определенной последовательности. После раздела о конституционном праве следует материал об отраслях частного права – гражданском, трудовом и семейном, а затем изложен материал, посвященный административному и уголовному праву – основным охранительным отраслям публичного права. Последняя глава посвящена рассмотрению экологического права РФ.

Структурно пособие состоит из теоретической и практической частей.

В результате изучения первой части студенты получат представление о праве, его социальной ценности как способе обеспечения устойчивого порядка в обществе; познакомятся с основами современного российского конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, экологического законодательства.

Вторая часть призвана сформировать у студентов навыки по защите своих прав в различных жизненных ситуациях. Для этого практикуется решение задач, составленных на основе конкретных судебных дел. При решении задач студенты учатся кратко излагать суть проблемы, давать юридическую оценку доводам и позициям сторон и обосновывать со ссылками на определенные нормы закона свое решение по делу.

Автор надеется, что настоящее пособие будет способствовать повышению правовой культуры студентов, увеличению объема юридических знаний и качественному совершенствованию правопослушного поведения, воспитанию чувства уважения к закону, пониманию недопустимости его нарушения.

I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

1.1. Теории происхождения государства и права

В истории человечества созданы несколько теорий, по-разному отвечающие на вопрос о происхождении государства и права.

Теологическая теория. Ее представителями были религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, например Фома Аквинский, исламисты, неотомисты, в том числе Маритен, Лебюфф, Эйве. Теория возникла на основе религиозно-мифологических представлений. Основная задача представителей этой теории – не объяснение процесса происхождения государства, а обоснование государственной власти. Главным является утверждение божественности происхождения власти (вся власть от бога) и подчинения светской власти духовной.

Патриархальная теория. Ее основателем был Аристотель, продолжателями другие ученые, в том числе Фильмер, Мэн, Вестермарк, Мэрдок, Михайловский. Согласно этой теории, государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца, которой необходимо подчиняться. Такая теория показывает, что власть монарха, какой бы суровой она не была, является священной, как и власть отца над детьми.

Органическая теория. В XIX в. появился дарвинизм, и многие юристы и социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор) на социальные процессы, например Блюнчли (швейцарский юрист), Спенсер (английский социолог), Вормс (французский юрист). В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Господствующие классы реализуют внешние функции (оборона, нападение), а низшие классы – внутренние (обеспечивают жизнедеятельность организма).

Теория насилия. Ее представители (Гумплович, Каутский, Дюринг) объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера – завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Гумплович указывал: «История не предъявляет ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а иначе. Это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».

Психологическая теория. Представители этой теории (Цицерон, Коркунов, Фрейд, Тард, Петражицкий, Мейтрон-Джонс) объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты, осознанием справедливости вариантов действий, проистекающих из правовых норм.

Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая теория). Эта теория родилась в глубокой древности. Эпикур и некоторые философы-софисты Греции считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения всеобщего блага. Более детально разработка этой теории состоялась в XVII - XVIII вв. в работах Гроция, Гоббса, Локка, Спинозы, Руссо, Радищева, Пестеля. По этой теории, до появления государства люди находились в естественном состоянии, которое понималось по-разному: Руссо считал, что это неограниченная свобода, всеобщее благоденствие; Гоббс утверждал, что этой война всех против всех. От Бога или от природы каждый человек получил неотъемлемое право (право на жизнь, свободу, собственность). Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Историко-материалистическая теория. Создана в XIX в.: Льюис Морган, Маркс, Энгельс. Смысл теории заключается в том, что возникновение государства и права рассматривается как естественно-исторический процесс развития первобытного общества (прежде всего его экономического развития). Считается, что поначалу человек производил меньше того, что ему требовалось. Но постепенно за счет совершенствования орудий труда выросла производительность труда и сознание человека. На определенных этапах развития первобытного общества произошли три общественные разделения труда: 1) выделение скотоводства из общей массы работ; 2) отделение ремесла от земледелия; 3) появление группы людей, профессионально занимающихся обменом продукции, – купцов. Все это придало дополнительный импульс возрастанию производительности труда. В итоге производить стали больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей (старейшины, вожди). Постепенно в обществе сформировались два класса: имущие и неимущие. Между ними возникают антагонистические (непримиримые) противоречия. Чтобы богатые могли удержать свои богатства, они нуждаются в силе, которая могла бы их защитить. Возникает организация – государство, выражающая интересы класса имущих и принуждающая класс неимущих. В силу этих же причин возникает и право, нормы которого закрепляют сложившиеся в обществе социальные отношения господства-подчинения. Следовательно, самое главное в том, что рост производительных сил определяет социальные изменения в обществе, ведущие к образованию государства и права.

Создать универсальную теорию происхождения государства и права невозможно.

1.2. Два подхода к праву: юридическое мировоззрение и юридический нигилизм

В истории общественной мысли можно выделить два контрастирующих подхода к праву. Один – признание права важнейшей социальной ценностью (это называется юридическим мировоззрением); другой – отрицательное, скептическое отношение к праву, неверие в его социальный потенциал (это называется юридическим нигилизмом).

Своими корнями первый подход к праву уходит в эпоху просветительства, XVIII в. Идеологи просветительства выдвинули лозунг замены правления людей правлением закона. При этом они верили во всемогущество законов. Для выполнения своей роли законы должны отражать требования естественного права, обусловленные природой человека. Право выступает как основа собственности и предпринимательства. Вообще, история общества – это история прогрессирующей эволюции роли и значения права в жизни.

Второй подход может проявляться в пассивной и активной форме. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву; бывает, что в системе ценностей праву даже не находится места. Это учения, проповедующие авторитаризм и тоталитаризм, а также учения, которые пользуются репутацией демократических. Так, в учениях революционных демократов Чернышевского, Добролюбова позитивной роли праву не отведено; в нем они не видят важного фактора социальных преобразований. Другой пример – взгляды авторов «Вех» (Бердяев, Булгаков, Струве, Франк), которые исходили из признания первенства духовной жизни над внешними формами бытия. Право и есть внешняя форма бытия, и поэтому оно существенного интереса для них не имело.

Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, что право играет важную роль в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Эти учения отрицают социальную ценность права, в лучшем случае считают его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений, а в худшем – требуют вообще отказаться от него. Примером служит анархизм. Прудон, Бакунин, Кропоткин считали, что право и государство – зло. Идеалом для анархистов является свободное общество, путь к которому лежит через отмену права.

1.3. Способы образования права. Особенности права, отличающие его от социальных норм первобытного общества

Можно выделить три относительно самостоятельных способа образования права.

Первый состоит в том, что государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в издаваемых им законодательных актах.

Второй способ образования права имел место тогда, когда в процессе рассмотрения конкретных юридических дел выяснялось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данное дело. В этом случае правитель или судья на основе социальной нормы первобытного общества выносил юридически значимое решение, и оно становилось прецедентом (правилом поведения, обязательным для всех подобных случаев, встречающихся в будущем).

Третий способ был обусловлен теми ситуациями, когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общества. Тогда государство само разрабатывало нормы права и закрепляло их во вновь принимаемых законодательных актах.

Право отличается от социальных норм первобытного общества. Отличия состоят в следующем:

а) право исходит от государства, а социальные нормы первобытного общества изначально складывались бессознательно, в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода или племени;

б) право охраняется специальными правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия (ибо они исходили от рода, а не специальных органов);

в) право закрепляется в определенных формах (нормативно-правовых актах, правовых прецедентах, правовых обычаях и др.), установленных государством, а социальные нормы первобытного общества живут в сознании людей и передаются устным путем из поколения в поколение;

г) право является довольно динамичным регулятором общественных отношений, а социальные нормы первобытного общества крайне консервативны, не подвержены быстрому и произвольному изменению;

д) для права характерно четкое различие между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такого различия нет.

1.4. Понятие права. Основные подходы к определению его сущности

В настоящее время большинство ученых признают, что право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система нормативных установок (правил поведения), выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

В науке существует несколько подходов к определению сущности права, каждый из которых отражает определенную часть реалии и поэтому полезен. Наиболее распространены нормативный, социологический, психологический, естественно-правовой подходы к пониманию сущности права.

Нормативный подход (Кельзен) рассматривает право как средство поддержания законности и стабильности в обществе. Сущность права определяется как совокупность охраняемых государством юридических норм. Тем самым отражается инструментальная роль права в обществе.

Социологический подход заявляет, что только практики (судьи, администраторы) должны наполнять законы правом. Социологический подход пропагандировался и в марксистской теории права после Октябрьской революции (Стучка). В это время утверждались новые общественные отношения, которые объявлялись сутью самого права.

В основе психологического подхода лежит его рассмотрение как совокупности не только норм права и правовых отношений, но также и правового сознания. Представителями этого направления были польские ученые (Петражицкий) и др.

Право, по Петражицкому, есть эмоции, обязательственно-притязательные переживания, нормы интуитивного происхождения. Право не может однозначно связываться с государством. Есть немало правовых явлений, которые возникают вне государства и независимо от него.

Естественно-правовой подход (Гроций, Спиноза, Локк) берет свои истоки из глубокой древности. Он говорит о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок, мудрость (это может быть либо божественная, либо природная мудрость). Эти нормы и принципы являются директивами для законодателя, а также действуют напрямую. Они определяют, каким должно быть действующее право.

1.5. Признаки, функции и принципы права

Как своеобразному социальному феномену, праву присущи признаки (то, что отличает его от всех других общественных явлений).

1. Нормативность. Это значит, что право есть совокупность норм, возведенных в закон, в ранг официальных правил.

2. Право есть мера свободы и поведения человека. Право несет информацию о том, какие действия необходимы, какие возможны, а какие запрещены.

3. Интеллектуально-волевой характер права. Право есть проявление интеллекта людей, в котором преломляются социальные закономерности и общественные отношения. В праве определяется будущее поведение людей, устанавливаются их субъективные интересы и достигаются намеченные цели. Воля – сознательно обусловленное психофизиологическое состояние человека, выраженное в целенаправленном действии. Воля пронизывает всю деятельность человека, в том числе и в правовой сфере.

4. Общеобязательность. Это объясняется особым значением юридических правил. Ведь они направлены на обеспечение целостности общества и, следовательно, его сохранения.

5. Формальная определенность права. Она проявляется в четкости и однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий и их определений.

6. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство имеет монополию на осуществление принуждения к исполнению правовых норм. Сущность принуждения заключается в том, что происходит воздействие, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах принуждающего.

7. Системность права, т.е. его взаимосвязанность и согласованность. Системность в право привносится законодательством.

Рассмотрим функции права.

Под функциями права понимают либо социальное назначение права, либо основные направления правового воздействия на общественные отношения и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов, либо то и другое, вместе взятое. Объективное значение правового воздействия заключается в закреплении условий свободной деятельности индивидов и общественных групп, ограниченной лишь необходимостью обеспечивать свободу других субъектов права.

Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внутренние (находящиеся в рамках самого права);

2) внешние (находящиеся за его пределами).

Внутренние критерии вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную, охранительную и оценочную функцию.

Внешними критериями являются различные социальные факторы, определяющие назначение права. Здесь важно, что общество состоит из трех основных сфер – экономической, политической и воспитательной. Соответственно выделяются экономическая, политическая и воспитательная функции, которые в совокупности называются социальными. В общем виде социальные функции выступают как направления правового воздействия на соответствующие сферы жизни общества.

Если воспользоваться другими критериями, а именно значением направления воздействия права на общественную жизнь, сущностными качествами правового воздействия, объемом правового регулирования, то можно выделить основные и неосновные функции права. К первым относятся регулятивная и охранительная, а число вторых не является постоянной величиной. Их число зависит от исторической обстановки, масштаба правового воздействия и пр. Чаще всего неосновными собственно-юридическими функциями выступают: ограничительная, компенсационная, восстановительная. В число неосновных социальных функций входят: экологическая, социальная (в узком смысле), информационная.

Обратим внимание на принципы права.

Слово принцип (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею какого-либо явления (учения, организации, деятельности). В правоведении выделяются, во-первых, сформулированные учеными-юристами принципы, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих закономерности развития общества. Такие принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов права. Во-вторых, выделяют обособленные в виде относительно самостоятельных элементов принципы права – исходные нормативно-руководящие начала (или императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Именно их мы будем иметь в виду, когда будем говорить о принципах права.

Каждый из принципов права имеет сложное строение, так как состоит из разнообразных юридических императивов, которые тесно взаимосвязаны. Так, одним из принципов является принцип законности, т.е. строгое и неукоснительное соблюдение законов. Принцип законности в российской правовой системе образуют такие императивы: а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ; в) Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ; г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; д) все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию, законы и иные нормативные акты.

В отличие от норм права принципы права обладают устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Поэтому на их основе формируются системы, отрасли и институты права.

Принципы права служат ориентиром для законодателей и правоприменителей, а также являются критерием оценки их деятельности.

Грамотное использование принципов права свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц.

1.6. Право в системе социальных норм

Общество является сложным многоуровневым образованием, включающим целую систему разнообразных отношений. Эти отношения нуждаются в упорядочении и регулировании. Для этого в обществе существует система нормативных регуляторов – правил поведения (еще их называют социальными нормами). Они представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей.

Социальным нормам присущи общие признаки:

1) они отражают достигнутую ступень экономического, социального, политического и духовного развития общества;

2) в них преломляются исторические и национальные особенности жизни страны;

3) они отличаются общим характером, абстрактностью адресата (относятся к тем, кого это касается), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения;

4) они характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

5) они также характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении нарушителя.

Социальным нормам свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм состоит в том, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, тем самым способствуя нормальному функционированию общества. Оценочная функция состоит в том, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей. Трансляционная функция состоит в том, что в социальных нормах сконцентрирован определенный социальный опыт и достижения общества. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Рассмотрим соотношение права и других социальных норм.

Специфика права и его отличие от других видов социальных норм представлены в принципе формального равенства, свободы и справедливости. Другие виды социальных норм не имеют такого принципа в качестве своего собственного. Мораль, религия и прочие социальные нормы в их взаимодействии с принципом, скажем, равенства, по существу имеют дело с правовым началом и принципом. При этом выделяются два аспекта взаимодействия этих видов социальных норм с принципом права: 1) соответствующее моральное, религиозное или иное отношение к данному правовому принципу; 2) признание и выражение в праве данного отношения с учетом специфических особенностей и требований самого принципа правового равенства (равная доля, всеобщий масштаб и т.п.). В первом аспекте мы имеем дело с моральными, религиозными и другими формами осознания права и соответствующими притязаниями на их правовое признание. Во втором аспекте речь идет о правовой форме осознания и выражения этих видов правопритязаний; сюда относятся многообразные формы и способы правового признания и закрепления (и вовлечения в сферу действия принципа правового равенства) прав и свобод людей в области морали, религии и т.д.

Характер и формы распространения принципа правового равенства на эти области относятся к числу характеристик достигнутой ступени общественного прогресса права и свободы, развития форм общественного сознания и видов социальной регуляции.

Рассмотрим соотношение права с наиболее значимыми видами социальных норм.

Право и мораль. Их сходство, во-первых, выражается в том, что нормы права и нормы морали – это социальные нормы. Поэтому они обладают общими чертами (общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивида). Во-вторых, право и мораль – надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и другими условиями жизни общества. Это предопределяет социальную однотипность норм права и норм морали. В-третьих, право и мораль формируются из соображений справедливости. В-четвертых, право и мораль предполагают относительную свободу воли индивида. В-пятых, право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармонизации личных и общественных интересов, предпосылкой ответственности за содеянное. Следовательно, они включают меру требований общества к людям, меру воздаяния в виде одобрения или осуждения. В-шестых, право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания. В-седьмых, право и мораль в историческом развитии обладают преемственностью, но и относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их. В-восьмых, в праве и морали наблюдается исторический прогресс.

Различие права и морали видно из следующей таблицы:

Критерии сравнения ПРАВО МОРАЛЬ
Способ формирования Закрепляется (издается) государством Возникает стихийно
Форма существования В письменных источниках В сознании людей
Способ обеспечения Обеспечивается государством Поддерживается силой общественного воздействия
Характер регулятивного воздействия Через механизм регулирования Непосредственно через сознание
Сфера действия Отношения, подконтрольные государству Отношения, неподконтроль- ные государству
     

Право и обычаи. Обычаи до сих пор имеют юридическое значение в жизни многих государств. Так, в Гражданском кодексе РФ предусмотрено применение обычаев делового оборота, не противоречащих закону и договору.

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания. Одни обычаи могут санкционироваться государством. К другим право относится нейтрально (это привычные для общества или групп людей формы регуляции – свадьба, успешная защита диссертации). Их соблюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Право и корпоративные нормы. Право корректирует нормы общественных объединений, очерчивает их рамки. Корпоративные нормы оказывают со своей стороны воздействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной думы партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты, а также назначение своих представителей в избирательные комитеты. Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, как должно осуществляться это право, кто именно наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты.

Право и политические нормы. Политические и правовые нормы органически связаны. Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Первый уровень – это нормы организации политических институтов, процедур, процессов. Такие нормы функционируют исключительно в сфере политики. Второй уровень – область государственной власти, ее формы, устройства. Здесь политические нормы принимают правовую форму и являются политико-правовыми. Поле этих норм многообразно. Они могут регламентировать деятельность государства и иных политических институтов, как в пределах страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Политические и правовые нормы прежде всего содержатся в конституционном законодательстве. На основе политико-правовых норм граждане могут оказывать влияние на деятельность государства и его органов (путем митингов, демонстраций, выборов).

Право и религиозные нормы. Право и религия взаимно дополняют друг друга, а направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Во-первых, право и религия воздействуют на один объект – поведение людей. Во-вторых, РФ – светское государство и церковь отделена от государства. В-третьих, регулярное соблюдение религиозных норм (например, не убий, не укради) есть предпосылка правомерного поведения людей, отвечающего требованиям права. В-четвертых, право выступает фактором, смягчающим противостояние, основанное на религиозном экстремизме, и способствующим достижению определенного согласия договорным путем.

Контрольные вопросы

1. Какова роль права в организации и регулировании государственной жизни?

2. Почему право способно быть фактором обновления общества?

3. Почему с течением времени менялось понимание права?

4. Почему принципы права являются ориентиром для законодателей и правоприменителей, а также служат критерием оценки их деятельности?

5. В чем особенности взаимодействия правовых и политических норм?

2. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ТИПЫ.

ИСТОЧНИКИ И НОРМЫ ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА

2.1. Подходы к пониманию правовой системы. Классификация правовых систем

Существует два понятия правовой системы: узкое и широкое. В узком смысле под ней понимается право определенного государства, обозначаемое как «национальная правовая система». Для понимания правовой системы в широком смысле в науке введен термин «правовая семья», который служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве данных систем. Это сходство является результатом их исторического и логического развития.

Под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры и источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, методов и способов развития.

При классификации правовых систем используются различные факторы: этические, расовые, географические, религиозные; специфика норм права, в том числе способы создания, толкование норм, их оценка; юридическая техника, стиль права. Отсюда множество классификаций. Каждая из классификаций имеет свои достоинства и недостатки.

Весьма популярной считается классификация правовых систем, данная французским ученым Давидом. Она основана на сочетании двух критериев:

1) идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры;

2) юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права.

Исходя из этого, Давид выделил три системы: романо-германскую, англосаксонскую или англо-американскую и социалистическую. Остальной юридический мир получил название «религиозные и традиционные системы».

Другая классификация в качестве критерия берет понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу форм (источников) права; 5) идеологические факторы. Крупнейший представитель – немецкий юрист Цвайгерт, который выделил восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

В основе марксистско-ленинской классификации лежит критерий общественно-экономической формации. Выделяются рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право. При этом в пределах последней семьи существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовая система социалистических государств Азии, правовая система Кубы.

В настоящее время российские юристы полагают, что для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются три группы критериев: 1) исторический генезис правовых систем; 2) система источников права; 3) структура правовой системы – ведущие правовые институты и отрасли права. На этой основе можно выделить следующие основные правовые семьи: романо-германскую; правовую семью общего права; социалистическую; скандинавскую; латиноамериканскую; мусульманскую; индусскую; дальневосточную.

2.2. Основные правовые семьи: романо-германская, общего права, мусульманская

С точки зрения распространенности выделяются три правовые семьи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: