В современной науке существует несколько концепций взаимоотношения государства и человека, соотношения их прав и свобод по отношению друг к другу.
Этатистская доктрина (от государства – к человеку).
В основе современной этатистской доктрины[41] лежит приоритет государственного начала по отношению к личному (индивидуальному) началу. Основные положения это доктрины связаны главным образом с иколо Макиавелли, Томасом Гоббсом и Гегелем, однако наиболее концентрированное выражение нашли в марксистском учении о государстве[42] и могут быть сведены к следующему.
a) Главная движущая сила общества – борьба классов. Эта борьба должна завершиться победой пролетариата и установлением нового общественного строя – социализма, и, в конечном счете – коммунизма. Это невозможно будет достичь без уничтожения самого государства, которое есть орудие насилия над человеком.
Б) Новый тип государства рассматривается как важнейший фактор социалистических преобразований, которому должны быть подчинены все и вся в обществе. Государство – первично в обществе, всё остальное – вторично, производно. Человек есть объект государственного воздействия.
|
|
в) Раскрепощение личности, которая сможет жить при коммунизме, марксизм видит в преодолении индивидуализма, в растворении личности в государстве, а индивидуальных интересов – в классовых (государственных). Движущая сила общества– не интересы отдельного индивидуума, а интересы классовые. Поэтому «гражданское общество» - враг коммунизма, ибо в гражданском обществе индивид ощущает себя личностью, самостоятельной силой, противостоящей государству.