Доктрина оптимума (человек для государства и государство для человека)

Оптимум (лат. Optimum – наилучшее) – совокупность наиболее благоприятствующих условий; наилучший вариант решения задачи или путь достижения цели при данных условиях и ресурсах. Специальных исследований, посвященных формированию такой доктрины, пока нет.

Суть этой доктрины состоит в необходимости достижения оптимального сочетания государственного и индивидуального начал общественного бытия в целях обеспечения целостности социума и его нормального цивилизационного развития.

Оптиум будет достигнуто тогда, когда государство и личность проникнутся пониманием и признанием свободы по отношению друг к другу. В правосознании отдельной личности и государственном правосознании необходимо зафиксировать единство и органическую неразрывность свободы и равенства человека и государства. Государство и личность должны стремиться к сотрудничеству и обоюдной толерантности.

С одной стороны, недопустимы чрезмерная индивидуализация человеческих отношений и игнорирование интересов общественного, в том числе и государственного характера. С другой стороны, столь же недопустимо признание всепоглощающей роли государства во всех сферах жизнедеятельности людей.

Государство, будучи созданным, в конечном счете, социально-политической волей самих людей, не может не иметь свободы действия как условия обеспечения безопасности социума в целом и отдельного его члена в частности. Поэтому посягательство (в любой форме) или реально осуществляемая попытка такого посягательства со стороны индивида на интересы государства должно рассматриваться как посягательство и на интересы других индивидов, также находящихся под защитой государства. Точно так же и посягательство государства в лице чиновничества, правоохранительных органов, вооруженных сил на свободу волеизъявления отдельного индивида, если это волеизъявление не преследует целей нарушения целостности социума, не может быть оправдано.

Необходимо отметить важность не только формального закрепления равноправия и свободы человека и государства, но и реальное его осуществление. На практике очень часто наблюдается, что в нормах действующего законодательства такое положение действительно закреплено, но в действительности наблюдается (противоречия в законодательстве, пробелы в нем и т.д.).

Данная доктрина имеет много общего с идеями синергетики (от греч. Synergia – сотрудничество, содружество) – нового в современной философии направления исследования сложных социальных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: