Либеральная доктрина (от человека к государству)

В своем классическом варианте была разработана и развита в трудах Гуго Гроция, Шарля Монтескье, Джона Локка, Бенедикта Спинозы и др. Современная трактовка либерализма принципиально не отличается от классического подхода[43].

Главное в ней – идея свободы личности, ее автономии по отношению к государству, возможности пользоваться неотъемлемыми правами на жизнь, собственность, свобода самоопределения и др. Основные положения рассматриваемой доктрины таковы.

a) Для человека, личности главное – свобода. Именно свобода является и средой обитания человека, и важнейшей жизненной ценностью для него. Именно свобода превращает подданного в гражданина, у которого теперь совершенно новые принципы взаимоотношений с государством. Человек (гражданин) теперь равноправен с государством.

б) Государство – инструмент для обеспечения «общего блага», защитник прав и свобод человека от любых посягательств с чьей бы то ни было стороны, в том числе и со стороны самого государства.

в) При этом либералы, как правило, не задаются вопросом, а о каком именно человеке, какой именно личности идет речь в том или ином конкретном случае. Для ортодоксального либерала самоценен человек как таковой, т.е. как абстракт, чьи права, свободы, интересы, во всяком случае, первичны по отношению к общественному, коллективному, государственному. Государство, с точки зрения правозащитников либерального толка, всегда стремиться ущемить, ограничить права и свободы человека, привести их в соответствие со своими собственными – государственными – интересами.

Характеризуются следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

- утверждается абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей;

- предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;

- признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность.

- частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна;

- в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: