Развитие идеи о социальном государстве связано с пониманием роли государства в регулировании экономических отношений (устранение государства от хозяйственной жизни, тотальное всевластие государства в экономике, ограничение его вмешательства в рыночную экономику).
Выделяют три типа социального государства:
· «Позитивное государство», где социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов и в котором государственная социальная политика является лишь средством контроля;
· Собственно социальное государство, в котором проводится политика полной занятости, обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство шансов на успех;
· «Государство благосостояния», в котором уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость, обеспечивается доминирующее положение трудящихся в политике.
К числу главных направлений формирования правового и социального государства можно отнести:
1. Создание рыночной экономики, где главными фигурами являются самостоятельный производитель, независимый потребитель и свободный гражданин. Во всех современных странах существует государственная собственность, которая берет на себя обычно наиболее убыточное и трудное производство.
|
|
2. Выработка нравственных ценностей, которая выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, защите прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством охране прав меньшинства и т.д.
3. Развитие и совершенствование законодательства, формирование эффективной правовой системы.
4. Развитие гражданского общества как своеобразного посредника между личностью и государством.
5. Формирование высокого уровня общей культуры вообще и правовой культуры в частности.
На современном этапе внедрение идеи социального и правового государства тормозится по следующим причинам:
а) неразвитость демократии, отсутствие цивилизованного подхода к правовому управлению обществом;
б) сохранение авторитарной власти при формальном провозглашении народовластия;
в) конфронтация ветвей государственной власти;
г) связанность государственных органов правом сталкивается с несовершенством законодательства и правовым беспределом;
д) защита личности от произвола чиновников и засилья преступности не обеспечивается;
е) низкий уровень правосознании и правовой культуры общества;
ж) низкая эффективность проводимых реформ.