Введение. В современной России повышается социальная значимость многих помогающих профессий, среди которых на одно из первых мест можно поставить профессию

В современной России повышается социальная значимость многих помогающих профессий, среди которых на одно из первых мест можно поставить профессию психолога-консультанта. Все больше людей обращаются за помощью к психологам по проблемам индивидуального развития, межличностных отношений, развития организаций и совершенствования организационной культуры.

В психологической литературе в настоящее время представлены различные взгляды исследователей психологического консультирования на предмет, задачи, процедурные и технические составляющие процесса психологического консультирования. Особое внимание привлекают вопросы, связанные с проблемой развития профессионально важных качеств психолога-консультанта. В западных и отечественных работах существует ряд исследований, посвященных динамике изменения профессионально важных качеств в процессе профессионализации (С. Глэддинг, О. Липман, Р. Гринсон, Р. Мэй, К. Роджерс, Р. Кочунас, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и другие). Появились работы, посвященные изучению теории и практики немедицинской психотерапии, отмечающие специфику развития личности терапевта в зависимости от выбранного им теоретического подхода (М.А. Гулина, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, М. Патон, Л. Бреммер, Ф. Перлз, Дж. Бьюдженталь и другие).

Вместе с тем остается недостаточно четко обозначено различие между понятиями «направление в консультировании» и «направленность психологического консультирования», в связи с этим представляется актуальным проведение разграничения между этими понятиями на основе обобщения, сравнения и систематизации существующих данных.

В данной работе мы стремимся рассказать об особенностях консультативного процесса, о специфике разных моделей психологического консультирования, обусловленных различной направленностью профессиональной деятельности психолога-консультанта. В пособии представлен анализ процесса психологического консультирования в зависимости от того, какой из его аспектов становится главным для клиента и консультанта; рассмотрены содержательные особенности, определяющие диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую направленность процесса психологического консультирования. Особое внимание уделяется вопросам краткосрочного психологического консультирования, наиболее актуального в системе работы телефонов доверия.

По мнению многих исследователей, уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью к профессиональной деятельности. Существенной профессиональной особенностью и даже нормативными требованиями к личности психолога-практика выступают его толерантность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, а также открытость как своему новому личностному опыту, так и личностному опыту другого человека, способность к принятию, совмещению различных мировозренческих моделей собственного мира и мира другой личности. Достичь профессиональной и личностной идентичности – важная задача для человека, который готовит себя к профессии психолога-консультанта, поэтому свою основную задачу автор видит в том, чтобы показать студенту, специализирующемуся в области психологического консультирования, широкий спектр проблем, методов и требований, предъявляемых к специалисту в этой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: