Требования, предъявляемые к психологу-консультанту

А.Ф. Бондаренко предложил функциональную модель личности психолога-практика, в которой выделил три уровня – нормативно-ролевой (система ценностей, соответствующая профессиональному этикету); технологический (система профессиональных знаний, умений и навыков); уровень субъективно-личностных проявлений специалиста (система качеств как субъекта профессиональной деятельности). Своеобразие первого уровня в том, что способ поведения специалиста не может не быть ролевым, оно подчинено необходимым алгоритмам поведения в стандартных профессиональных ситуациях, что определено профессиональной этикой. На «технологическом» уровне поведение профессионала обусловлено системой освоенных умений и навыков, которые составляют профессиональную компетентность. На третьем уровне «специалист выступает вне ролевых и функциональных рамок, обращаясь своей живой индивидуальностью, феноменологией своих жизненных проявлений к другим людям. Здесь он в принципе не может предстать ни в каком ином качестве, кроме как в качестве субъекта самого себя, как автор и исполнитель своего личностного бытия» (А.Ф. Бондаренко, 2000. с. 210). На личностном уровне главным системообразующим элементом модели профессионала становится не столько внешнее предписание, умение или техника, сколько когнитивный, поведенческий и экзистенциально-смысловой потенциал.

Важно отметить, что психолог-консультант, работая в различных направлениях, реализует все три уровня профессиональных компетенций, вместе с тем в зависимости от запроса клиента и соответствующих профессиональных целей личностный уровень становится ведущим в психологическом консультировании психотерапевтической направленности.

В психологической литературе в настоящее время особое внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с проблемой развития профессионально важных качеств психолога-консультанта. В ряде работ особое внимание исследователей привлекает проблема когнитивно-стилевой организации психологов-консультантов на разных этапах профессинального становления, взаимосвязи специфики развития когнитивных стилей специалиста в психологическом консультировании разной направленности (Ю.Г. Артамонова, 2006, А.А. Лебедева, 2007). В частности, в работе Ю.Г. Артамоновой была исследована взаимосвязь когнитивно-стилевых характеристик с разными уровнями профессионализации в области гештальт-психотерапиии показано, что такое качество как «полезависимость» значимо связано с «личностным осознаванием», но по-разному у начинающих специалистов и мастеров-профессионалов. Профессиональное становление в направлении гештальт-психотерапии стимулирует развитие чувствительности и гибкости реагирования на стимулы поля, на изменение контекста живого терапевтического контакта, на развитие феноменологического видения и способности к саморегуляции, самоосознаванию психотерапевта, способствует актуализации способности к автономии клиента (Ю.Г. Артамонова, 2006).

Проведение индивидуальных психологических консультаций требует от специалиста определенных личностных качеств и установок. В целом, для проведения эффективной консультационной работы необходима положительная установка к личности другого человека (клиента), ориентированность на его проблемы и заинтересованность в их решении. Излишняя критичность, невнимательность и неестественность консультанта мешают его работе. Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов (С.И. Ерина, Т.М. Панкратова, С. А. Трифонова, 2008).

Перечислим некоторые требования к личности психолога-консультанта.

Безусловное принятие личности другого есть принятие клиента таким, какой он есть, без восхваления, либо порицания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, поступать так, как он считает для себя возможным. Безусловное принятие означает готовность консультанта выслушать другого человека и принять его право на выбор собственных решений, даже если его мнение не совпадает с мнением консультанта. Согласно гуманистическим традициям в психологии положительная установка по отношению к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межличностного взаимодействия.

Способность быть самим собой (аутентичность) также является важным профессионально важным качеством психолога-консультанта. Оно предполагает честное отношение к самому себе, отражение своей противоречивости, сложности и неоднозначности, умение искренне и открыто выражать свои чувства, мысли и намерения. Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у клиента недоверие к нему и ощущение его ненадежности. Если у консультанта отсутствует готовность работать с проблемой клиента, ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. В любом случае откровенное признание консультанта в своих сомнениях и затруднениях укрепляет его контакт с клиентом.

Важной личностной предпосылкой для эффективной работы является стремление самого консультанта к самоактуализации и личностному росту. Это предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия. Вместе с тем, консультирующие психологи должны быть особенно осторожны в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий со стороны клиента или превысить пределы своей компетентности.

Особыми требованиями к психологу являются также: избегание, по возможности, социальных контактов со своим клиентом, если последние не предусмотрены процедурой совместной работы; недопущение манипулирования клиентом или собой со стороны последнего. Психолог имеет право отказаться от услуг, если наряду с психологическим вмешательством одновременно осуществляется независимое и несогласованное с психологом иное воздействие на психику клиента.

Одежда, внешний облик и манеры поведения психолога (мужчины или женщины) должны соответствовать общепринятым в обществе стандартам. Излишний макияж, слишком броская, дорогая или чересчур демократизированная одежда, подчеркнуто официальный или нарочито небрежный стиль поведения – все это может сигнализировать о явных или неявных личностных проблемах самого специалиста, подрывая доверие к нему еще до начала совместной работы. Выражение лица, глаз, манеры, одежда – все должно свидетельствовать о здоровом образе жизни психолога-консультанта, сбалансированности его (ее) личности и вселять уверенность клиенту, что ему смогут помочь.

Значимыми показателями в этом смысле являются также высокий уровень культуры и профессиональной подготовки психолога; сенситивность и способность рефлексии в отношении процессов, происходящих в нем и в клиенте; умение выдерживать превратности работы с данным личностным типом клиента (удары по самолюбию, интенсивность сопротивления, притворства и т.п.); физическое, психическое и личностное здоровье психолога (от чувства юмора и знания собственных ограничений до адекватной энергетики и отсутствия невротических черт).

Для успешного проведения консультативной деятельности психолог-консультант должен обладать:

• необходимыми теоретическими знаниями в области психологии и других, смежных с ней наук, изучение которых необходимо для проведения психологического консультирования на высоком уровне;

• знаниями, необходимыми для организации успешной работы психологической консультации;

• развитыми умениями в области практического общения с клиентами;

• достаточно большим опытом проведения психологического консультирования по разным вопросам и с разными людьми.

Психологу-консультанту важно быть компетентным в тех областях, где он проводит психологическое консультирование, ему желательно знать все, что может оказаться полезным в практической работе с людьми в психологической консультации. Ему важно научиться связывать практические проблемы, с которыми к нему обращаются люди, с научными теоретическими знаниями и эффективно использовать эти знания для решения соответствующих проблем. Консультанту-психологу важно научиться передавать клиентам полезные им психологические знания и убедительно, в доступной форме излагать их непосвященным людям.

В практике общения с клиентами от психолога-консультанта требуется уметь правильно воспринимать и верно оценивать людей, добиваться взаимопонимания, устанавливать хорошие взаимоотношения и убеждать.

Личный опыт проведения психологического консультирования необходим психологу-консультанту потому, что без такого опыта он будет не в состоянии узнать то, что касается частных вопросов, а главное – не сможет приобрести нужные ему практические умения и навыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: