Проходя последовательно семь этапов, клиент сам наводит «ревизию» собственных убеждений, проясняет смысл своих прошлых и будущих действий, осознает ценность настоящих событий. Главным моментом в выполнении этой техники является последовательное и самостоятельное движение клиента от первого этапа к заключительному. Консультанту, работающему на телефоне доверия, необходимо вести запись беседы с клиентом. Это поможет восстановить логику и последовательность прохождения этапов в том случае, если технику не удастся выполнить в течение одной консультативной беседы.
Позитивно взглянуть на проблему клиента помогают положения, разработанные в русле нейро-лингвистического программирования. Приведем некоторые из них:
1. Наши представления о мире этим миром не являются.
2. Модель мира другого человека может отличаться от моей. И я обязан уважать эти различия.
3. Не бывает поражений, существует только обратная связь.
4. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в настоящий момент.
|
|
5. Любое поведение имеет позитивную интенцию.
6. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.
7. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу.
8. Я - тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты
9. Проблема – это неверно сформулированное решение.
10. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если что-то не работает, надо просто сделать что-то другое.
11. Все, что можно детально представить, осуществимо.
12. Я могу все то, чего я действительно хочу.
Таким образом, в краткосрочном консультировании могут применяться техники из разных психологических подходов, призванные помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Контрольные вопросы
1. Чем характеризуются отношения с клиентом психолога-консультанта, работающего в гуманистической парадигме?
2. Почему концепция жизни консультанта имеет существенное значение в экзистенциальном консультировании?
3. На какие теории возрастного развития личности опирается психолог, предлагая рекомендации родителям в ситуациях, рассмотренных в разделе «Психолого-педагогическое консультирование»?
4. Чем отличается совет психолога-консультанта от непрофессионального совета?
5. Почему консультанту следует осознавать собственные предпочтения относительно профессиональной позиции?
6. В чем состоят особенности дистантного консультирования?
7. Что такое «конфликт ожиданий клиента и консультанта»?
8. Назовите функции психотерапевтических историй и притч.