Введение. ШерметМ.А. Ш49 Управление изменениями: учеб

ОГЛАВЛЕНИЕ

Шермет М.А. Ш49 Управление изменениями: учеб. пособие. — М.: Издатель­ский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. - 128 с. - (Сер. «Образо­вательные инновации»).

ISBN 978-5-7749-0600-0

Рассмотрены теоретические основы и практические аспекты управ­ления изменениями в организациях на различных этапах жизненного цикла, а также причины возникновения сопротивления проводимым изменениям и пути их преодоления.

Курс «Управление изменениями» носит ярко выраженный междис­циплинарный характер и является необходимым элементом обучения менеджеров.

УДК 338 ББК 65

ФГБОУ ВПО «Российская акаде­мия народного хозяйства и госу­дарственной службы при Прези­денте Российской Федерации», 2010


Введение........................................................................ 5

Глава 1. Многообразие изменений............................ 7

1.1. Уровни изменений: изменения на уровне личности,

организации, внешней среды................................. 7

1.2. Актуальность управления изменениями

в современном мире........................................ 10

1.3. Типы организационных изменений............... 14

1.4. Причины сопротивления изменениям........... 16

1.5.Пути преодоления сопротивления изменениям 18

Вопросы и задания..................................................... 21

Глава 2. Теоретические основы управления изменениями 23

2.1.Критический взгляд на теорию трех ступеней 23

2.2. Концепция восьми стадий процесса изменений

Джона Коттера и другие исследования......... 24

2.3. Типичные ошибки при проведении изменений 27

2.4. Корпоративная культура и организационные изменения 28

Вопросы и задания..................................................... 30

Глава 3. Теория жизненного цикла организации Ицхака Адизеса 31

3.1. Организация как аналог живого организма. 31

3.2. Проблемы перехода от одного жизненного этапа

к другому.......................................................... 32

3.3.Этапы жизненного цикла организации......... 33

Вопросы и задания..................................................... 49

Глава 4. Новое применение теории созидательного разрушения 50

4.1.Теория непрерывности.................................... 50

4.2.Эффективность и выживание предприятий в эпоху

дискретной эволюции........................................... 51

4.3.Как осуществляется созидательное разрушение 53

4.4.Баланс процессов разрушения и созидания.. 55

4.5.Функциональность или творчество: во главе

созидательного разрушения........................................ 57

Вопросы и задания..................................................... 59

Глава 5. Непрерывные изменения и теория самообучающейся
организации..............................................................................
60

5.1. Непрерывные изменения в организации...... 60

5.2. Предпосылки непрерывных изменений........ 63

5.3. Роль руководителя в проведении преобразований 66

5.4. Уровни лидерства и роль агентов перемен на разных

уровнях организации............................................. 67

5.5. Применение принципов самообучающейся организации

при управлении человеческими ресурсами компании,

находящейся в процессе преобразований........... 71

Вопросы и задания..................................................... 74

Глава 6. Теория перехода Уильяма Бриджеса............... 75

6.1. Изменение как переход................................... 75

6.2. Этапы переходного периода................................. 78

6.3. Особенности управления организацией на каждом

из этапов переходного периода (завершение, нейтральная

зона, новое начало).......................................... 90

Вопросы и задания..................................................... 93

Глава 7. Междисциплинарный характер управления изменениями 94

7.1. Психологические аспекты управления изменениями:
теории Джона Фишера и Льюиса—Паркера

(кривая принятия перемен)............................. 94

7.2. Заимствования из физиологии и медицинских исследований:

Элизабет Кюблер-Росс и теория пяти стадий переживаний

(как классическая основа перехода личности через процесс

изменений).............................................................. 97

7.3. Лингвистический и коммуникационный аспект управления

изменениями........................................................... 98

7.4.На стыке психологии и лингвистики.......... 101

Вопросы и задания................................................... 103

Глава 8. Стратегические аспекты управления изменениями 104

8.1. Стратегическая карта преобразований....... 104

8.2. Стратегии проведения изменений. Факторы,

определяющие выбор стратегии................................ 106

8.3. Практические аспекты управления изменениями

при слияниях и поглощениях....................... 107

Вопросы и задания................................................... 115

Глоссарий..................................................................... 116

Рекомендуемая литература 123


введение

Выживают не самые сильные виды, и даже не самые разумные.

Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к переменам.

Чарлз Дарвин

Перемены — не просто необходимы, они жизненно необхо­димы. Неподвижность опасна, ведь вид, не способный приспо­сабливаться к переменам, вымирает. Человек, не желающий учиться чему-то новому, стареет раньше времени. Точно так же компания, потерявшая способность меняться вместе с окружа­ющим миром, превращается в бледную тень своей былой славы и вообще прекращает существование.

Компания в чем-то похожа на компьютер. Оба располагают программным обеспечением и техническими средствами. Для компании технические средства — это ее организационная струк­тура, планы, методика оценки деятельности, результаты. Техни­ческие средства представлены в балансе и в отчете о прибылях и убытках, схемах организационной структуры, должностных ин­струкциях и рекомендациях, отчетах и сбалансированной систе­ме показателей. Программное обеспечение компании — это кор­поративная культура, правила поведения на работе, мировоззрение сотрудников.

Во времена изменений, независимо от их масштаба, служа­щим и менеджерам легче справиться с организационными нов­шествами, нежели с сопровождающей их психологической не­стабильностью. Ведь приходится осваиваться и работать в новой ситуации. Без ясного понимания того, каким образом структур­ные изменения влияют на служащих и каким образом служащие, в свою очередь, могут повлиять на организацию, управление из­менениями на местах очень усложняется. Результаты плохого управления могут стать настоящей катастрофой для морального состояния и стабильной работы коллектива.

Для многих людей даже разочаровывающее настоящее гораз­до лучше неизвестного будущего. Человек обычно предпочитает пусть тяжелое, но известное, рискам неизвестного.

Реакция на организационные перемены напоминает реакцию на любое иное изменение в жизни — новую работу, новую дие­ту, новые обязанности и даже новое хобби. Сначала это тяжело и непривычно. Все кажется неестественным и неудобным, про­стейшее действие требует дополнительных усилий. Порой люди не выдерживают и возвращаются к старым привычкам. Но если проявить упорство, то через некоторое время новая техника или новая обстановка станет привычной, а жизнь в ней — легкой. Иногда разница между достижением цели и провалом при внедре­нии изменений зависит лишь от того, как скоро вы потеряете надежду на успех (К. Фиорина).

Курс «Управление изменениями» относится к одной из вы­соких ступеней обучения менеджеров. Он включен в программу обучения по завершении базовых курсов, обязательных на про­граммах МВА, таких как «Управление финансовыми ресурса­ми», «Операционный менеджмент», «Маркетинг», «Организаци­онное поведение», «Управление человеческими ресурсами», «Стратегический менеджмент». По этой причине базовые поня­тия менеджмента в нем не рассматриваются. Несмотря на то, что курс «Управление изменениями» наиболее близко примы­кает, своего рода надстраивается над такими управленческими дисциплинами, как «Организационное поведение» и «Стратеги­ческий менеджмент», он является абсолютно самоценным и носит ярко выраженный инновационный и междисциплинарный ха­рактер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: