1. Фалес - представитель материализма. Аристотель сообщает: Фалес основой, первоначалом всего сущего считал воду, то есть некое влажное первовещество. Вода является первоначалом по Фалесу потому, что: а) растения без воды высыхают, животные и человек гибнут, то есть вода поддерживает жизнь. б) все начинается с воды и в нее возвращается. Фалес считал, что вода (материальное начало мира) бесконечна и вечна.
2. Вселенная в целом и каждый ее предмет имеет душу.
Примеры и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: так как они способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу. Эта его идея получила свое развитие в работах многих философов. Для ее обозначения в философии используются термин «гилозоизм».
Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности природы, учение утверждающее, что материи присущи сознание, всечувствительность.
Основные идеи философии Анаксимандра (610-546 до н. э.) - ученик Фалеса.
Первоосновой (архе) мира с его точки зрения является апейрон - это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон – это некое вещество, не имеющее определенных качеств и являющееся источником всех конкретных вещей и явлений. Это - вещество с нейтральными качествами. Вещи, предметы возникают из-за постоянного движения апейрона, в процессе чего из него выделяются различные противоположности: холодное и теплое, сухое и влажное. "Апейрон есть божество: ведь он бессмертен и непреходящ", - считал Анаксимандр. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров.
|
|
Основные идеи философии Анаксимена (585-525 до н. э.) - ученик Анаксимандра. Он считал, что первоосновой (архе) мира является «воздух». Все происходит из воздуха и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен. По своей природе «воздух» – род пара или темного облака. Сгущаясь, воздух образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь, превращается в огонь.
В начале 5-го века до н.э. Милет захватывают персы и город, лишается своей политической самостоятельности. Развитие философии здесь замирает. Однако философские идеи милетцев были продолжены в других городах Греции.