Цель и задачи лекции: познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли в Древней Индии и Древнем Китае, с характерными особенностями и направленностью их исторических и национальных традиций. Раскрыть особенности зарождения и развития философской мысли Древнего Востока, специфику ее предметной cферы, исторические типы основных философских школ и направлений.
План:
- Генезис философии и исторические типы
- Особенности философии Древней Индии. Обзор основных понятий и учений.
- Основные школы и особенности древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм: основные проблемы и основания.
Литература:
- Антология мировой философии. В 4 т. – М.,1969
- Гессе Г. Сидхартха. – М.,1990
- Древнекитайская философия. В 2 т. – М.,1972
- Мир философии. В 2 ч. – М.,1990
- Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М.,1980
- Хрестоматия по истории философии. – М.,1994.
- Томпсон М. Восточная философия. – М.,2000.
1. В истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, ставились и решались по-разному. Эта история мысли охватывает более чем 2,5 тысячелетия. Философское наследие актуально по сей день, имеет непреходящую ценность.
|
|
Каковы исторические типы философии? Это индийская, китайская, античная философия, философия средневековья, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени XVII в., философия Просвещения, философия XIX-XX вв.
Таким образом, исторические типы философии соотносятся с известными в истории эпохами развития человеческой цивилизации.
Выделяют также восточную и западную философию. В философии часто выделяют философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, казахскую, русскую и др.
Существует также периодизация истории философской мысли по школам, системам и направлениям. Например, метафизическая, механистическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая и т.п. Исторический масштаб развития школ, направлений, течений охватывается и такими обобщениями, как схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т.п. Сами школы получили название: кантианцы, гегельянцы, марксисты, картезианская школа и т.п.
При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственность, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса.
Говоря о генезисе философии, следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно- мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. На место обычая пришло образование. Философия отражала противоречие между традицией, традиционными ценностями и новыми отношениями (формированием права и государства). Философия – именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме кризисность эпохи и рождение новой культуры.
|
|
2. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне. Однако в силу исторических причин в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее всего философские традиции и школы сложились в Древней Индии, история которой развивалась одновременно с такой же историей Египта и Вавилона.
В Индии философия возникла во II- нач.I тыс. до н.э., когда вторжение ариев (скотоводческих племен) и покорение ими населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению классового общества и государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой власти (брахманы).
Первоначально, древнеиндийское общество делилось на 4 главные варны (сословия):
- брахманы (священнослужители и монахи)
- кшатрии (воины и представители прежней племенной знати)
- вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы)
- шудры (масса непосредственных производителей, преимущественно зависимое население).
Это деление на варны освящалось религией и впоследствии легло в основу кастовой системы.
Огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли, сыграла, так называемая, ведическая литература.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т.д. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, о нравственной жизни.
Веды делятся на 4 группы (самхиты):
- Ригведа
- Самаведа
- Яджурведа
- Атхарваведа
Результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (сборник ритуальных песен), Араньяки (правила поведения для отшельников) и Упанишады, собственно философские тексты, возникшие ок. I тыс. л. до н.э. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, и началось оформление первых философских учений (и религиозно-идеалистических, и материалистических).
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
АСТИКА (ортодоксальные, т.е. признающие авторитет Вед) | НАСТИКА (неортодоксальные, т.е. не признающие авторитета Вед) |
Веданта Миманса Санкхья Ньяя Вайшешика Йога | Джайнизм Буддизм Локаята (Чарвака) |
Онтология индийской философии опирается на законы Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выдохом и вдохом Брахмы – Космоса (Бога-Творца). В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое также длится 100 космических лет – до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
|
|
3. В древнем Китае VIII-VI вв. до н.э. в период формирования и развития рабовладельческого общества выделялись две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и материалистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие, возникшие на рубеже II-I тыс. до н.э. как результат обобщения знаний того времени.
Философия Китая носит в себе черты патриархального склада нации и конкретно-деятельной ориентации практики. В китайской философии отсутствует та богатая мифологическая основа, которая свойственна Древней Индии и другим странам. Китайская философия, главным образом прагматична и обращена к практике сегодняшнего дня и земной, а не потусторонней жизни.
Истоки философии Древнего Китая следует искать в первых памятниках китайской письменности, особенно в знаменитой «Книге перемен» («Ицзин»), комментарии к которой и положили начало философии Китая. Эта книга (вместе с кн. «Ши цзин» - «Канон стихов) имела для Китая значение Упанишад в Индии.