ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Учебно-методическое пособие
Для бакалавров очного обучения всех специальностей
Ростов-на-Дону 2014
ББК 87 я 73
Шипелик О.В. Философия: планы семинарских занятий, методические указания. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 92 с.
В учебно-методическом пособии содержатся планы семинарских занятий с методическими указаниями, а также контрольные вопросы для проверки усвоенных знаний, тесты, творческие задания, список рекомендуемой литературы. Предназначается для бакалавров всех специальностей очного обучения.
Библиогр.: 57 назв.
Рецензент Т.В. Тимошенко, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ИТА ИУЭЭС ЮФУ.
ВВЕДЕНИЕ
Целями освоения дисциплины «Философия» являются:
Формирование знания основных этапов истории философской мысли.
Выработка представлений о материальном единстве мира, о сущности и свойствах пространства, времени, движения, о сознании и его сферах, о связи мышления и языка, о функциях языка, о закономерностях языкового общения в обществе, об основных этапах и формах познавательной деятельности человека, об истине и критериях истинного знания, о сущности и функциях науки, о роли гуманитарных наук в системе современного научного знания, об основных приемах, формах и методах научного познания, о соотношении науки и нравственности, о роли информации в современном мире, об основных эстетических и этических ценностях, о глобальных проблемах современного развития.
Формирование способности к предвидению социальных, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности.
Развитие способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании.
Становление этических, эстетических и социальных ориентиров, необходимых как для формирования мировоззрения и достижения личного успеха, так и для деятельности в интересах общества.
ТЕМА 1. Философия, ее предмет и место в культуре
План
1. Происхождение философии. Философия и мировоззрение.
2. Основной вопрос философии. Общее понятие о диалектике и метафизике.
3. Философия и частные науки.
4. Структура и функции философии.
Философия как область знания возникла в VI в. до н. э. в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор, а термин «философия» в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон в IV в. до н. э. Возникновение философии означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению человека о мире, к осознанию того, что в нем действует независимый ни от бога, ни от человека порядок. Философия возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием.
Философия представляет собой мировоззрение, которое является общественно-исторической потребностью. Мировоззрение – это совокупность предельно общих взглядов на мир и человека. Оно определяет принципы поведения человека, идеалы, нормы. Мировоззрение включает в себя следующие компоненты: знание, убеждение, идеалы, ценности. Предшествовали появлению философского мировоззрения мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, художественно-эстетическое мировоззрение. Для мифа характерно отождествление образа и предмета, явлением жизни человека и явлением природы. Спецификой религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное, деление людей на праведников и грешников, Религия опирается на чувство и не требует доказательства. Художественно-эстетическое мировоззрение отличает образный, эмоциональный строй содержания.
Философское мировоззрение – это теоретически обоснованная система общих взглядов на мир и место человека в нем. Философия вооружает человека знанием общих принципов деятельности. Философское мировоззрение − это целостное понимание мира как единого; обладает всеобщностью и предельной абстрактностью; представляет собой исторически первую форму теоретического знания, обладает признаками научного знания (системностью, законами, категориями, принципами); опирается на опыт и требует доказательства. Философия отвечает на вопросы: что представляет мир, в котором мы живем, какова сущность человека, каково отношение «человек – мир»?
Проблемный характер философского знания выражает основной вопрос философии. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к бытию, соотношении двух типов реальности − объективной и субъективной. Объективная реальность – это предметы, процессы вне нашего сознания. Субъективная реальность – это ощущения, знания, т.е. содержание сознания. Основной вопрос философии имеет две стороны: а) вопрос о сущности, природе мира; б) вопрос о познаваемости. В зависимости от ответов на данный вопрос в философии сложилось два направления: материализм и идеализм. Идеализм существует в основных формах: объективный и субъективный. Материализм также имеет свои исторические формы – наивный, стихийный материализм Древнего мира, метафизический материализм ХVII-ХVIII вв., материализм русских революционеров-демократов, диалектический материализм, постмарксизм.
Термин «диалектика» употребляется в настоящее время в следующих значениях: а) искусство ведения беседы, эффективный спор, способ обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений; б) теория диалектики – наука о наиболее общих законах развития всей действительности; в) метод мышления, рассматривающий вещи, процессы в их взаимной связи, в единстве противоположных сторон. Термин «метафизика» употребляется в значении: а) философская наука о сверхчувственных принципах бытия; б) противоположный диалектике философский метод, отрицающий саморазвитие. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии включает в себя основные принципы диалектики (объективности, всесторонности рассмотрения, конкретности, развития, историзма), законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных отношений в качественные, закон отрицания отрицания), категории диалектики (единичное, особенное, всеобщее, причина, следствие, необходимость, случайность, сущность, явление, содержание, форма, возможность, действительность).
Философия формировала свои принципы на базе конкретного научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации. Ученые частных дисциплин обращались к философии для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их последствий, поиска методологии. Взаимосвязь философии со специальными науками исторически изменялась. Задача современных естественных наук – открывать законы природы, общественные науки изучают закономерности развития общества, в центре гуманитарных наук – изучение человека. Технические науки на первое место ставят способы и приемы практического использования законов природы, открытых естествознанием. Технические науки ставят явления в такие искусственные условия, в которых общество заинтересовано. Для этого необходимо, чтобы действие соответствующих законов отвечало интересам людей. Их же изучают общественные науки. Отсюда вытекает объективная связь технических и общественных наук. Можно выделить общие черты философии и частных наук: а) теоретический тип знания; б) целью познания является постижение истины; в) доказательность, объективность, системность, наличие законов, категорий, принципов. Отличается философия от частных наук тем, что г) философия выявляет и исследует наиболее общие законы всей действительности, а не законы отдельных областей действительности; д) философия обладает ценностной компонентой, она имеет дело с человеческим пониманием, ее интересует, как определения объекта становится определениями субъекта; в) философия направлена на объяснение не только того, что существует, но и того, что должно быть.
В последнем вопросе темы необходимо охарактеризовать структуру философского знания: онтологию, гносеологию, логику, аксиологию, этику, эстетику, философскую антропологию, философию науки, философию техники, философию истории, философию культуры, историю философии. Также нужно объяснить основные функции философии: мировоззренческую, онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, культурно-воспитательную, критическую, прогностическую.
Контрольные вопросы
1.Что такое мировоззрение? Какова его структура?
2. Какие исторические типы мировоззрения Вам известны и в чем их особенности?
3. Что общего и в чем различия между философией и другими видами мировоззрения (мифологическим, религиозным, художественно-эстетическим)?
4. Чем отличается объективный идеализм от субъективного? Назовите и кратко охарактеризуйте представителей этих форм идеализма.
5. Что представляет собой солипсизм, агностицизм?
6. Каковы исторические формы материализма? Назовите и кратко охарактеризуйте представителей материализма.
7. Почему дуализм не является третьей, нейтральной линией в решении основного вопроса философии?
8. Назовите и дайте краткую характеристику: а) основным историческим формам диалектики; б) альтернативам диалектики (метафизике, софистике, эклектике, догматизму, релятивизму, скептицизму, негативной диалектике).
9. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю, юристу?
10. Приведите примеры методологической функции философии в Вашей профессиональной области.
11. Как соотносятся философия и наука?
ТЕСТЫ
1. Философия появилась: в I в. н.э.; в I в. до н.э.; в VI в. до н.э.; в IV в. н.э.
2. Кроме философии существуют другие формы мировоззрения: миф, гносеология, этика, эстетика, наука, логика, религия, художественно-эстетическое.
3. Диалектика в древнегреческой философии имела значение:
- науки о принципах бытия
- говорить, отвечать на вопросы
- науки о принципах, законах бытия
- науки о принципах, законах бытия и познания.
4. Термин «онтология» означает: ………………………………….
5. Учение о возможностях познания человеком мира называется: а) онтологией; б) гносеологией; в) логикой) д) метафизикой; е) философией; ё) эстетикой.
6. Мировоззрение, спецификой которого является понятийное постижение действительности, называется: наукой, философией, религией, мифом.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Миф выражает бессилие мысли, которая не может упрочиться самостоятельно».
– О каких свойствах мифа идет речь?
– Как соотносятся мифологическое и философское понимание мира?
2. Прочитайте и сравните два высказывания:
а) «… Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, … составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». (Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., 1976, − С. 17.)
б) «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче – все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими, но в который он сам начинает веровать...». (Там же. − С. 25.)
Ответьте на вопрос: В каком значении необходимо употреблять понятия «материализм» и «идеализм»? Дайте краткую характеристику историческим формам материализма и идеализма.
3. Объясните определение предмета философии: философия есть учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
4. Объясните, почему выработка мировоззрения является общественной потребностью? При ответе на вопрос используйте знания о видах мировоззрения.
– Какое место среди них занимает философское мировоззрение?
– Почему ущербно технократическое мировоззрение? Каковы его основные черты?
5. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем приходилось делать физикам предыдущих поколений… Наука без теории познания становится примитивной и путанной».
– Какая функция философии имеется ввиду в этом высказывании?
6. Прочитайте текст:
Когда я из действительных яблок, груш, земляники, миндаля образую общее представление «плод»; когда я иду дальше и воображаю, что мое, выведенное из действительных плодов, абстрактное представление «п л о д» … есть вне меня существующая сущность, мало того – истинная сущность груши, яблока и т. д., то этим я, выражаясь спекулятивным языком, объявляю «п л о д» «субстанцией» груши, яблока, миндаля и т. д. … Существенное в этих вещах … есть не их действительное, чувственно созерцаемое наличное бытие, а абстрагированная мною от них и подсунутая под них сущность, сущность в моем представлении, «п л о д».
Ответьте на вопрос: какое направление в философии критикует К. Маркс и почему?
ТЕМА 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии
План
1. Особенности и основные философские школы Древнего Китая.
2. Особенности и основные философские школы Древней Индии.
3. Античная философия.
4. Философия западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения.
5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
6. Немецкая классическая философия.
7. Классический марксизм.
8. Современная западная философия ХХ в.
9. Русская философия.
Интересным фактом является то обстоятельство, что в середине первого тысячелетия до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае, Греции возникают первые философские системы. В большинстве философских школ Древнего Китая преобладает практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Проблема власти, прав и обязанности правителей и подданных стала ядром древнекитайской философии. В истории Древнего Китая выделяют шесть основных философских школ: 1) конфуцианство, 2) даосизм, 3) легизм (школа законников), 4) моизм, 5) школа имен, 6) школа «инь-ян» (натурфилософы). Конфуцианство было регулятором жизни в Китае. Учение Конфуция – это не только философия, но и основа всего китайского образа жизни. Обязательным эталоном для подражания в Древнем Китае был идеал совершенного человека, норма «сяо», выработанные в конфуцианстве. Незыблемые нравственные нормы конфуцианства (человеколюбие, чувство долга, благопристойность и др.) применялись в обучении у-шу. Большое значение для культуры Древнего и современного Китая имели и другие философские школы.
В Древней Индии философия (даршана) рассматривается как практическая необходимость, ее культивируют с тем, чтобы понять, как наилучшим образом руководить жизнью. Каждая из философских систем устанавливает как факт следующее: есть страдание, есть причина страдания, есть возможность прекращения страдания и есть путь, ведущий к прекращению страданий. Позднее это было обобщено в буддизме. Вся Вселенная в философии Древней Индии рассматривается как арена для нравственных деяний. Индийские мыслители были убеждены, что незнание реальности является причиной страданий людей. Все индийские философские системы, кроме чарвака, считают идею освобождения (мокши) высшей целью жизни. Индийская философия берет свое начало от священных книг древних индийцев, называемых Ведами. Философская часть Вед называется Упанишадами (сидеть около ног Учителя). В Упанишадах были разработаны концепции кармы, сансары, Майи, Брахмана, Атмана. На базе философии Упанишад сложились шесть философских систем. Многовековая индийская традиция делит их на две большие группы: ортодоксальные и неортодоксальные. Критерием ортодоксальности считается признание абсолютной непогрешимости Вед. К ним относятся: миманса, веданта, санкья, йога, ньяя, вайшешика. К числу неортодоксальных относятся философские системы, не признающие авторитета Вед. К ним относятся: материалистическая философия чарваков-локаятиков, буддистские системы, джайнизм. Практически все древние философские системы Индии использовали в той или иной мере йогу. Непосредственно в Индии с 1965 г. действует Указ об изучении йоги в учебных заведениях, полиции и армии. В ряде стран йога введена в систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в первую очередь, летчиков и подводников. Советы йогов по вопросам дыхания, питания совпадают с рекомендациями современной физиологии и медицины.
Античная философия – направления, школы, учения, существовавшие в древнегреческом и древнеримском обществах с VI в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия синкретична. Для нее характерна нерасчлененность важнейших проблем. Античный философ распространял этические категории на все мироздание. Для античной философии характерен космоцентризм. Проблемы и открытия античной философии стали достоянием последующего развития мировой культуры.
Античная философия имеет свои этапы развития. Первый этап – досократики (VI в. до н.э. – V в. до н.э.). Это период ранней греческой философии. Предметом исследования является природа. Впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Первые материалистические учения появились в г. Милете (Милетская школа). Ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.)– рассмотрели одну общую идею: всё есть одно. Мир един и заключается это единство в первоначале: − воде (Фалес), апейроне (Анаксимандр), воздухе (Анаксимен). Пифагорейцы (конец VI в. до н.э.) связали философию с математикой, поставив вопрос о числовой структуре мироздания. Число является основой мира, по учению пифагорейцев. Поиски числовых отношений приводили к научным результатам. Так, отрезки, находящиеся друг к другу в отношении 3:4:5, образуют прямоугольный треугольник. Пифагор обобщил это соотношение и сформулировал теорему, носящую его имя. С мыслителями Милетской школы Гераклита Эфесского (VI в. до н.э.) объединяет концепция единой первоосновы. В качестве такой первоосновы у Гераклита выступает огонь. При помощи этого понятия Гераклит материалистически объясняет существование Солнца, Луны, звезд, смену дня и ночи, лета и зимы. Главное открытие Гераклита: борьба противоположностей составляет основной закон мироздания. Философия элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) впервые поставила вопрос о соотношении бытия и мышления, т. е. основной вопрос философии. Учение Парменида было первой философской попыткой сформулировать метафизическое понимание природы. Неподвижность, неизменность бытия – основная его характеристика. Это мир по истине − мир мысли. Но есть мир по мнению. Он изменчив, однако это мир чувственно воспринимаемого, который может обмануть человека. Зенон выступил с доказательством неподвижности бытия методом доказательства от противного. Эти доказательства носят название апорий.
Второй период античной философии – классическая греческая философия, «золотой век античности» (V – IV вв. до н.э.). Впервые в философии ставится задача – изучение человека, его нравственности, мышления, а также изучение развития общества и государства. В Греции в V в. до н.э. возникает софистика – научно-просветительское движение, которое на первых порах главное внимание уделяло наукам (экономике, политике, этике, эстетике, риторике, грамматике). Но очень скоро софисты (Протагор, Горгий, Антифон и др.) стали обучать граждан полиса доказательствам, правильным по форме, но ложным по сути. Некоторые из них дошли до настоящего времени. Пример софизма: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – есть дело хорошее. Значит, вор желает хорошего». Софизм – логическая уловка, умышленно ошибочное суждение, которое выдается за истинное суждение. Против софистов выступил философ Сократ. Сократ был убежден, что в опыте человека есть объективное, неизменное, выражающееся понятием. Сократ требовал, чтобы собеседник исходил из объективно истинного знания, а не из субъективного мнения. Диалектика в понимании Сократа есть способ установления точных определений (это отрицали софисты). Диалектика Сократа, как метод, по форме состоит из иронии и майевтики, по содержанию делится на индукцию и определение. Сократ впервые в истории философии ввел метод ограничения, различения, выведения понятий. Вывод Сократа о нравственном самоусовершенствовании человека позднее в христианстве стал одним из основных морально-дидактических требований. Сократ вводит в оборот понятие гипотезы, тем самым закладывает основы гипотетико-дедуктивного метода.
Учение Сократа о знании как усмотрении общего посредством понятий было развито его учеником Платоном в его «теории идей». «Идея» представляет собой объективированное понятие, она первична по отношению к вещам, вечна, неизменна. Вопрос об идеях рассмотрен в диалоге Платона «Гиппий Больший». В теории идей Платона отчетливо проявляется его идеализм. Первичным является понятие о предмете, а не сам предмет. Однако большое значение для науки имело выделение мира идей. Тем самым была создана предпосылка для анализа понятий самих по себе. Без такого исследования была бы невозможна логика Аристотеля, архимедово физико-математическое описание идеализированных объектов. Основной тезис теории познания Платона идеалистичен – знание есть припоминание (например, диалоги «Федон», «Менон»). При помощи понятий «мировая душа», «ум-демиург» (бог), «космос» Платон строит свою космологическую теорию. Большое значение для современной науки имел диалог Платона «Государство», где он дает характеристику отрицательным типам государства.
В этот же период (IVв. до н.э.) возникает материалистическое атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Атомистическое направление было несовместимо с религиозными предрассудками, ибо значительное место в теориях занимали естественные науки. Согласно учению Левкиппа и Демокрита мир представляет собой совокупность неделимых частиц – «атомов», которые находятся в движении, отличаются друг от друга формой, порядком, положением. Атомизм вводит в науку принцип причинности. Апории Зенона получают свое решение в атомизме, поскольку деление до бесконечности невозможно.
Выдающимся мыслителем античности является ученик и критик философии Платона, энциклопедист – Аристотель. Аристотель является создателем формальной логики, биологии и этики как науки, ему принадлежит первый психологический трактат «О душе». Аристотель создал философское учение о материи и форме, причинах, первую универсальную физико-космологическую картину мира. Аристотель дал определение истины, которое считается классическим, сформулировал законы правильного мышления, выявив тем самым ложность доводов софистов, дал определение понятия, провел первую систематизацию категорий философии, впервые отделил мир земных явлений от мира небесного.
В эллинистически-римском периоде античной философии (рубеж IV-III вв. до н.э. – II в. н.э.) возникают философские направления эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма. С именем Эпикура связана одна из важнейших традиций философской этики, получившая название эвдемонизм (греч. eudemonia – счастье). Для того чтобы стать счастливым, человеку надо руководствоваться правильным представлением об удовольствиях. Эпикур дает негативное определение удовольствий как отсутствие страданий. Поэтому целью человека становится не изменение мира, а изоляция от него. Около 300 г. до н.э. Зенон из Китиона основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками. Стоики считали, что существует единый мир, судьбу которого определяет бог – логос. Свобода возможна только для мудрецов. В первые вв. н.э. стал развиваться стоицизм на римской почве (Л. А. Сенека, Эпиктет, М. Аврелий). Скептицизм своей вершины достиг в учениях Пиррона, Секста Эмпирика и др. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия (атараксия) и тем самым счастья. Неоплатонизм (основателем школы в Риме является Плотин) развивается в III-V столетиях н.э. Плотин, систематизируя философию Платона, Аристотеля, стоиков, дает нравственную оценку мира: добро проистекает от ума, а зло от неоформленной материи. Рациональное познание человека есть познание идей, а не вещей. Неоплатонизм не нуждался в христианстве, но идеологи христианства нуждались в ряде положений неоплатоновской философии.
Средневековая философия (в странах Западной Европы) – философия западноевропейского феодального общества, развившаяся в эпоху от крушения Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (ХIV-ХV вв.). Основные идеи средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, символизм, реализм, номинализм, концептуализм, средневековый антропоцентризм). Основной задачей философии в это время считается обоснование религиозных догматов. К основным этапам средневековой философии относится патристика (I –VIII вв., от лат. pater − отец) и схоластика (IХ-ХV вв., от лат. Scholasticus – школьный). В патристике вначале отстаивались догматы христианской религии против язычества. Но начиная с III в., патристика старалась приспособить философию неоплатонизма к обоснованию христианства. Представителями патристики являлись Тертуллиан, Филон Александрийский, Ориген, Августин (систематизатор христианского мировоззрения). Августин, используя принципы платонизма, неоплатонизма, представил христианское мировоззрение как единственно верное. Вера, по Августину, имеет превосходство перед разумом. Схоластика является периодом «университетского» философского обоснования христианской догматики. Представители схоластической философии: Эриугена, Фома Аквинский, Росцелин, Абеляр, Ансельм Кентерберийский. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью философии (в основном философии Аристотеля). Крупнейший представитель схоластики Фома Аквинский делит догматы веры на рационально постижимые и непостижимые. Ф. Аквинский, основываясь на положениях философии Аристотеля, приводит доказательства бытия бога.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) (ХIV-ХVI вв.) характеризуется выдающимися достижениями во всех областях науки, культуры, ослаблением влияния церкви на духовную жизнь, возрастанием интереса к античному наследию. Основными идеями эпохи Возрождения являлись: антропоцентризм, гуманизм, постулирование творческой сущности человека, пантеизм, индивидуализм. Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее ярким представителем философии ренессансного неоплатонизма стал Н. Кузанский. В работе «Об ученом незнании» на основе пантеистического отождествления бога и мира он приходит к выводу о том, что мир бесконечен. Следовательно, мир не имеет центра. Поэтому Земля не может претендовать на эту роль. Геоцентризм лишался своего теологического оправдания. Философия Н. Кузанского в мировоззренческом плане подготовила открытие Н. Коперника – великого польского астронома, создателя гелиоцентрической системы мира, представителя ренессансного естествознания. Революция Н. Коперника не сводилась к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Основные принципы «натуральной философии» Н. Кузанского были следующие: а) ставилось под сомнение деление мира на земной и небесный; законы движения оказывались едиными для Земли и иных планет; б) движение являлось нормальным состоянием всех планет; в) источником движения планет оказывался не бог, а их сферическая шарообразная форма. Таким образом, не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел. Дж. Бруно раскрыл философский смысл коперниканства. Дж. Бруно показал, что теория Н. Коперника есть отражение реальности, а не только удобная модель для определения христианских праздников. Он отбросил понимание материи как чистой возможности (Аристотель). Опираясь на пантеистическую традицию средневековой философии, он разработал учение о материи как активном творческом начале. Саморазвитие материи, а не бог является причиной возникновения и изменения мира. Вселенная не сотворена, она существует вечно. Во Вселенной существуют другие миры, похожие на Землю. Инквизиция не смогла простить Бруно отрицание положений Библии. В 1600 г. он был сожжен в Риме на площади Цветов.
Философия Нового времени охватывает период ХVI-ХVII вв. В этот период происходит становление капитализма, означавшее радикальные изменения не только в области экономики, политике, но и в сознании людей. Физика, химия, математика, астрономия отделяются от философии и становятся самостоятельными науками. Актуальной становится проблема выработки общенаучных методов познания. Наследником эпохи Возрождения явился великий итальянский ученый Г. Галилей. Он не только великий астроном и физик, но и философ. Галилей формулирует принципиальные положения нового естествознания, требующего сведения объективных свойств физических тел, прежде всего к их пространственным свойствам. Г. Галилей движение сводит к перемещению в пространстве, тем самым провозглашается механистический материализм. Позднее этот количественный подход к миру будет развит Р. Декартом.
Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии – потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения западноевропейской мысли ХVII в. – эмпиризм и рационализм. Английский философ (а также с 1620-1621 лорд-канцлер Великобритании) Фрэнсис Бэконявляется основоположником эмпиризма – позиции, согласно которой основанием достоверного знания является опыт. Бэкон выделяет силу, как основную характеристику знания. Он критикует индукцию Аристотеля в произведении «Новый Органон», вскрывает заблуждения (призраки рода, пещеры, рынка, театра), присущие человеку, формирует метод «новой индукции»: поэтапное движение от аксиом опытного знания к всеобщим аксиомам. Основоположником рационализма является французский философ и математик Рене Декарт.Рационалисты считали, что философское знание должно выводиться из разума (подобно математическому знанию), так как чувственный опыт неустойчив, ненадежен. Декарт как рационалист считал, что всеобщее знание нельзя вывести из чувственного опыта. Ему оставалось предположить, что некоторые понятия врожденны человеку (напр., бытия, бога, числа, у всякой вещи есть причина», «линия состоит из точек» и др.). В своей работе «Рассуждение о методе» он утверждает четыре правила познания: 1) считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения; 2) каждую сложную проблему ради успеха ее изучения необходимо расчленять на частные задачи; 3) начинать движение к истине от простого к сложному; 4) ориентироваться на достижение полноты знания. Несомненным для Декарта является только одно положение: «Cogito ergo sum» − «Мыслю, следовательно, существую». Философия Декарта дуалистична, так он постулирует наличие двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, и духовной, которая обладает мышлением. Эти две субстанции являются продуктом деятельности Бога. Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а от них – к еще более конкретным знаниям.
Ученик Ф. Бэкона Томас Гоббс– английский философ-материалист поставил проблему единства эмпирического и рационалистического методов познания. Центром интересов Гоббса были социальные проблемы. Принцип номинализма (реально существуют только отдельные тела) он положил в основу онтологии. Т. Гоббс выделил одну главную проблему, ради которой строилась его система. Таковой стала проблема государства, законности, мира, порядка. Эту проблему он рассматривает в работах «О гражданине», «Левиафан». Общество, государство он рассматривает как большой механизм, который можно разложить на его основные элементы и объяснить их простыми законами природы. Исходя из этого, Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское. Подобно Гоббсу, Дж. Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он представляет как царство свободы и равенства. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установления в Англии конституционной парламентской монархии. Одним из первых он выдвинул идею о разделении властей (законодательной, исполнительной, федеральной), которые затем нашли воплощение в политических теориях Французской и Американской буржуазных революций ХVIII в.
Б. Спиноза под влиянием философии Декарта и естествознания излагает рационализм «геометрическим методом» в своем главном труде «Этика». Цель Спинозы: создать практическую этику свободы. Нужно показать, как Спиноза понимает субстанцию, какие выделяет ступени познания. Но дуализм разума и чувственности предполагает противоречие в определении особенности познающего человека. Этот дуализм разрешается в рамках рационализма Лейбницем. Развивая учение о методе, Лейбниц считал, что реальные связи по своей структуре тождественны связям логическим. Бог творит субстанции (монады), которые характеризуются законами (принципами). Лейбниц формулирует принципы дифференциально-интегрального исчисления в качестве единой логики бытия.
Просвещение − общеевропейское идейно-мировоззренческое движение, начавшееся во Франции и получившее распространение во всех странах Европы. Эпоха Просвещения продолжает идеи рационализма, критикуя картезианскую метафизику за ее умозрительность. Эпоха Просвещения усилила критику религиозной идеологии, ставила задачу просветить народ, научить его пользоваться самостоятельно своим разумом. Разум способен защитить народ от предрассудков. Именно эти идеи защищали Ф.А. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ж.Л. д'Аламбер, Д. Дидро, П.А. Гольбах, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций. Идеологи Просвещения подчиняли научный разум жизни. Разум − это возможность истины, он зависит от опыта, контролируется опытом и потому не всемогущ. Новую трактовку получает человек, который в идеологии просвещения по своей природе добр, а значит, в естественных стремлениях человека нет ничего плохого. Определяющую роль играет воспитания человека.
Виднейший мыслитель французского просвещения Ф.М. Вольтер критикует феодальную идеологию, религию, требует равенства людей. Эгоизм, страсти и влечения являются первопричиной всех человеческих импульсов и ведут к образованию городов и государств. Ж.-Ж. Руссо критиковал науку и цивилизацию, предлагал новый проект естественной морали. Он призывает вернуться к естественному состоянию общества. Философы и ученые эпохи Просвещения создают «Энциклопедию», организатором проекта и автором выступил Д. Дидро. Он по своим взглядам близок представителям механистического материализма. Французская материалистическая философия второй половины XVIII в. соединяет предшествовавших французских мыслителей, элементы теории Декарта и английский сенсуализм. Наиболее отчетливо это проявляется в философии Э. Кондильяка.
Так же надо остановиться на характеристике взглядов Ж. Ламетри (автора «Человека-машины») как выражение механистического подхода к человеку. При изложении учений П. Гольбаха и К. Гельвеция надо подчеркнуть проводимые ими принципы материализма. Французская философия сыграла свою роль в становлении и развитии классической немецкой философии, где была снята ее созерцательность и механицизм.
На идеях Просвещения выросла вся последующая европейская философская мысль. При этом одни мыслители строили свои системы на возрождениях идей Просвещения, другие − на развитии и углублении этих идей. Наибольшее влияние идеи Просвещения оказали на немецкую классическую философию, основоположником которой явился И. Кант. И. Кант решил критически оценить возможности человеческого познания и на этой основе переработать всю философию. В результате появились работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». И. Кант делает предметом специального анализа процесс познания, познающего субъекта, тем самым совершая переворот в развитии философской мысли. В работе «Критика чистого разума» И. Кант ставит вопросы о возможности чистой математики, чистого естествознания и метафизики как науки. Поскольку знание всегда выражается в суждениях, то И. Кант дает классификацию суждений. Он выбирает один тип суждения − синтетическое априорное, поскольку только в форме этого суждения возможно достижение истины. Априорные синтетические суждения возможны в математике благодаря априорным формам пространства и времени. Этот же тип суждений дает истинное знание в теоретическом естествознании благодаря категориям. Но когда человек пытается познать сущность мира, души бога, он приходит к противоречиям, которые И. Кант называет антиномиями. Антиномии − это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга и относящиеся к одному и тому же явлению. Эти противоречия возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей природе противоречив и познание сущности мира принципиально невозможно.
При рассмотрении этого вопроса надо знать содержание понятии «вещь в себе», «априорный», «чистая математика, естествознание». Работа И. Канта «Критика практического разума» посвящена созданию теории автономной морали. Надо рассматривать понятия «долга», «категорического императива», понимание И. Кантом добродетелей и пороков. Работа «Критика способности суждения» посвящена этике как науке о прекрасном и об искусстве. Здесь И. Кант отвечает на вопросы о природе эстетического чувства, дает определение прекрасного и других эстетических категорий. И. Кант придает красоте этический характер. Учение И. Канта об искусстве и эстетической деятельности в целом в дальнейшем послужило теоретическим фундаментом для построения теорий «чистого искусства», повлияло на развитие абстракционизма, а также на понимание эстетической деятельности З. Фрейдом и К.Г. Юнгом.
И.Г. Фихте называл свою философию «наукоучением» и основывался на диалектике объекта и субъекта, теории и практики. Он анализирует познавательные способности человека. Исходным основанием он считает акт самосознания, который находит отражение в принципе Я=Я. Фихте углубляет кантовское учение о воображении, анализирует формы. Шеллинг начал свое философское развитие под влиянием идей Фихте. Шеллинг предполагает, что природа развивается благодаря присущей единству противоположных сил. Шеллинг строит свою философскую картину мира, которую он называл натурфилософией.
Если для Фихте тождество объекта и субъекта недостижимо, то для Шеллинга подобное тождество достижимо, противоположности должны совпадать. Реализацию и возможности абсолютного тождества Шеллинг находит в мире эстeтики, философии, искусстве. Искусство, воплощая «эстетическую активность», становится «вечным и единственным откровением».
Гегель − вершина развития немецкой классической философии, оказавший влияние на развитие всей европейской философии. Гегелем были открыты основные законы диалектики, им исследовано более ста различных категорий. Впервые в истории Гегель создал теорию развития противоречия.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Мышление по Гегелю − это не только субъективная человеческая деятельность, но и не зависимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего (абсолютная идея). В соответствии со своим пониманием мышления Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, есть подлинные законы бытия. Гегель выступает против метафизики, которая полагает, что противоречия в самих вещах невозможны. С учением Гегеля о противоречиях связано и его понимание отрицания и отрицания отрицания. Развитие необходимо приводит к отрицанию данной формы, причем это отрицание приходит не извне, а представляет собой следствие развития. Отрицание есть закономерная ступень процесса развития.
Гегель различает абстрактное и конкретное отрицание. Конкретное отрицание он называет «снятием», характеризуя существо исторической преемственности. Для Гегеля все сущее развивается по диалектической триаде, познание направлено на постижение истины, которое есть целое. Эти идеи, систематически разработанные мыслителем в работе «Наука логики», были применены им в самых разных областях − в области философии духа, философии истории, философии религии, философии природы. Для Гегеля абсолют, как первооснова всего сущего, есть чистое бытие. Бытие просто есть. С этого начинает Гегель строить свою систему. При этом бытие на этом этапе не имеет никаких качеств. Абсолют, не имеющий никаких качеств, есть ничто.
В философии Гегеля нужно различать метод и систему, т. е. его учение о природе и обществе как о формах существования абсолютной идеи. Система Гегеля ставит предел развитию. Гегель считал, что философия признана дать законченное знание о действительности. Свою философскую систему он рассматривал как завершение процесса познания абсолютной идеей своего содержания. Гегелевская диалектика учит, что пределов развитию нет. А философская система ставит предел развитию.
В последнем вопросе темы надо обратить внимание на критику Гегеля Фейербахом. Но критика носила односторонний характер. Характерной чертой материализма Фейербаха был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он носил пассивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-историческую практику.
Основоположниками марксизма являются немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Сформировалась она в 40-х г. ХIХ в. Классический марксизм аккумулировал в себя высшие достижения европейской философской, экономической, политической, эстетической, этической культурологической мысли, накопленные с VI в. до н.э. до середины ХIХ в. Маркс и Энгельс создали учение о мире как результате практической деятельности людей. Они ввели критерий практики в теорию познания, создали материалистическую диалектику. В рамках материалистической диалектики понятия человека истолковываются как отражение реального мира. Они сформулировали принцип материалистического понимания истории, разработали понятие общественно-экономической формации. Маркс и Энгельс показали, что в труде человек выражает свои собственные творческие способности, поэтому труд – это реализация своей собственной свободы. Идеалом для Маркса и Энгельса являлись такие объективные условия, при которых всякая деятельность сопровождалась радостью исполнения. Но в реальной действительности существует система классового разделения. Немногочисленный класс владеет средствами производства и тем самым освобождается от необходимости производить. Другой класс (более многочисленный), не имея средств существования, вынужден трудиться, чтобы выжить. Это является причиной отчуждения труда.
В настоящее время кафедры марксистской философии существуют сегодня практически во всех крупных университетах Запада, а курсы марксистской философии являются обязательными в государственных вузах.
Современная западная философия − многоуровневая и сложноорганизованная интеллектуальная традиция, включающая в свою структуру направления: неокантианство, неогегельянство, философия жизни, феноменология, прагматизм, экзистенциализм, психоаналитическая философия, нео- и постмарксизм, философская герменевтика, христианская философия, философия науки, структурализм, постмодернизм. Время существования современней западной философии: последняя треть ХIХ в. по настоящее время. Каковы базовые ориентации современной западной философии?
1. В противовес установке философского классицизма на достижимость системного и завершенного знания о «мире – человеке», современная западная философия отбрасывает идею о возможности описания мира и человека. Определяющее значение приобретает иррационализм, провозглашающий примат неразумного начала. В конце XIX − начале XX вв. начинает проявлять себя иррациональность социальной действительности. Логика, наука и разум начинают оцениваться как потенциальные и актуальные инструменты угнетения и подавления людей. Отсюда – протест против панлогизма.
2. Переосмысление классических онтологий и субъект-объектной схемы. Классическая философия мыслила субъекта-наблюдателя как не вносящего своего эффекта в процесс постижения мира.
3. Плюрализм современной западной философии. Современная западная философия являет собой эклетическое сочетание самых различных интеллектуальных школ. В целом эта философия ориентирована на уход от попыток систематизации мира.
В ХIХ в. возрастает роль науки в жизни общества и на основе этого возникает направление позитивизма. Основатели позитивизма − О. Конт и Г. Спенсер. Главные идеи позитивизма заключаются в том, что любая наука может быть организована на основе таких же принципах, как математика, физика. Из этого следовал вывод о том, что по мере развития конкретных наук отпадает необходимость в философии. Второй формой позитивизма был махизм. На основе философского поиска таких выдающихся физиков, как Э. Мах, В. Гейзенберг и других ученых, выстраивались концептуальные системы. Третьей формой позитивизма явился неопозитивизм, который сформировался в начале 20-х гг. ХХ века почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Здесь нужно рассказать о деятельности Венского кружка, о классификации предложений, провозглашенных Р. Карнапом. Здесь же нужно раскрыть содержание принципа верификации. Кризис позитивизма и падение его влияния приводит к возникновению постпозитивизма. Теорию роста научного знания выдвинул К. Поппер, идею парадигмы обосновал И. Кун, исследовательскую парадигму предложил Лакатос, эволюция научных теорий сформулирована Тулминым, тезис о несоизмеримости научных теорий обосновал Фейербенд.
Философия экзистенциализма обращается к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестоких испытаниях. Его представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр. Г. Марсель, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет и другие.
Человек утверждает свое существование, выражающееся в состояниях страха, вины, стыда, отчаяния, переживания смерти. Человек заброшен в мир, свобода его ограничена, а негативные аспекты его опыта существенны. Это состояние М. Хайдеггер называет подлинным бытием человека, как бытие-к-смерти.
Для французского экзистенциализма характерна активная литературно-художественная деятельность. Философия развивается представителями французского экзистенциализма в многочисленных драматургических произведениях: новеллах, романах, мемуарах.
А. Камю в своей философии утверждает, что абсурд и есть сама реальность. Осознание бессмысленного существования приводит либо к самоубийству, либо к надежде свободы. Задача экзистенциализма − создать такие исторические условия, при которых мысль о мире, человеке и истории не будет наполнять его страхом смерти, отчаянием, абсурдностью бытия.
В 60-х гг. ХХ века оформляется направление герменевтики. Герменевтика определяется как искусство понимания речи. Первый этап исторической эволюции герменевтики − искусство толкования воли богов. Развивался в античности и в средневековье. Второй этап − реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла). Наиболее развиты немецким мыслителем Ф. Шлейермахером (начало XIX в.). Цель работы герменевтика − вживание его во внутренний мир автора. Шлейермахер развил идею «герменевтического круга». Третий этап − деятельность Г.-Г. Гадамера, П. Рикера. Гадамер разрабатывает проблему бытия человека в мире. Основной вопрос герменевтики, по Гадамеру, состоит в том, что значит понимание. Понимание − открытый исторический процесс, в котором любой интерпретирующий и любое интерпретируемое уже включены в традицию понимания. П. Рикер обогатил герменевтику идеями психоанализа, структурализма, аналитической философии. Метод интерпретации он считает одной из возможных герменевтических процедур.
Структурализм, как новый научный метод в гуманитарных науках и теория, возник в 30-е гг. ХХ в. Формирование философского направления связано с концепциями Соссюра, американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологией К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж. Лакана, структуры познания М. Фуко и других. Структурализм − попытка выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в социуме на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических моделей, артефактов до искусства, философии, математики, литературы, архитектуры языка и т.д. Эти универсальные структуры общества выявляют, изучая мифы, интерпретируя бессознательное с точки зрения его текстуального характера, укоренного в языке. Задача философии − заниматься поисками скрытых связей между институтами, идеями, обычаями и отношениями власти.
Постмодерн понимается и как фаза западной культуры второй половины ХХ в., и как гибридное поле социологии, литературоведения, религиоведения, архитектуры, философии. Представители постмодерна − Ж. Деррида, Ж. Батай, Р. Барт, П. Рикер, М. Фуко и другие. Суть этих концепций состоит в критике всей классической и постклассической философии Запада. Главная идея − в критике разума, его возможностей. Постмодерн полностью отрицает установки классической философии. Полностью отвергаются идеи гуманизма, любые формы познания истории, все концепции исторического прогресса. Они предлагают не создавать никаких новых идей вместо отвергнутых старых. Создавать необходимо новую культуру, утверждающую полную свободу человека везде и во всем без границ. Необходимо отказаться от дискурса (размышления) в языке, который должен содержать не понятия, а «симулякры» − знаки мгновенного эмоционального состояния людей, обозначающие сиюминутное отношение человека к данной ситуации. Надо стремиться к хаосу в языке, культуре в целом. Задача философии − это интерпретация различных культур, а не поиск истины.
Русская философия имеет ярко выраженную моральную установку, постоянную обращенность к историческим судьбам России, направленность на личностный смысл бытия. Отличительной особенностью русской философии также является пронизанность религиозным мировоззрением. Она возникает в Киевской Руси и связана с процессом христианизации. Рассмотрим периоды развития русской философии.
Первый период: ХI – ХVII в. (представители: Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.) характеризовался постановкой философских проблем и поиском ответов на них в рамках религиозного сознания. Первый древнерусский философ, киевский митрополит Илларион размышляет о судьбе России, о предназначении русского народа. В начале ХVI в. монах Филофей излагает знаменитую теорию «Москва – третий Рим». Эта теория была призвана идеологически обосновать необходимость объединения Руси вокруг Москвы. С ХVI в. берет свое начало и идея русского религиозного миссианства – идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. Впоследствии этот мировоззренческий, идеологический феномен получит название «Русская идея».
Второй период: ХVIII – первая четверть ХIХ в. ( представители: М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Я.П. Козельский, Д.С. Аничков, А.Н. Радищев) – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени. У истоков русской философии ХVIII в. стоял великий русский мыслитель, ученый-энциклопедист, основатель Московского университета М.В. Ломоносов. Он стал основоположником нерелигиозной трактовки философии. Большое место в своем методе философствования он отводит опытному познанию. Продолжая традицию Ломоносова, русские просветители выступали за отделение философии от теологии. В русском просветительском движении наибольшее распространение получили социально-философские идеи. Особенностью русской философии ХVIII в. является антикрепостническая и антимонархическая направленность.
Третий период: вторая четверть ХIХ – начало ХХ в. – становление и развитие самостоятельной философской мысли в России (славянофильство, западничество, материализм, идеализм, русское почвенничество, русский космизм и др). Лидеры славянофильства – А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин – выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Славянофилы исходили из обоснования самобытности русского духовно-исторического процесса. Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. ХIХ в. было почвенничество, представленное трудами А.А. Григорьева, Н.Н. Страхова, Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского. Они выражали веру в народ, в развитие культуры на собственной почве. К западникам относятся П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин и другие. Всех их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.
Одним из направлений в русской философской мысли конца ХIХ – начала ХХ вв. является русский космизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека, о его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма занимались ученые Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Умов, К. Циолковский, П. Флоренский,
В.В. Вернадский, А. Чижевский и др.
Свою религиозно-идеалистическую систему создал В.С. Соловьев. Весь представляемым Соловьевым процесс движения к абсолютному всеединству, к соединению человека с богом происходит в сознании человека. Началом истории, по Соловьеву, является становление «абсолютного всеединства», а ее конец – в создании царства Божьего на Земле.
Четвертый период: русская философия после 1922 г. − философия русского зарубежья (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин,
С. Франк, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин).
Во время революции, а также после окончания Гражданской войны в России, большая часть русских философов оказалась за границей. В числе изгнанных оказались: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Г.П. Фёдоров, Г.Ф. Флоровский. Находясь в эмиграции, эти мыслители не прекратили свою философскую деятельность, а напротив, создали оригинальное направление в русской мысли, получившее название "философии русского зарубежья". Всех философов русского зарубежья объединяла одна задача: осознать произошедшие с Россией изменения, оценить их в контексте "русской идеи" и попытаться выработать отношение к Советской России. В философии "зарубежья" выделяют три основных направления: а) философия антикоммунизма; б) христианский социализм; в) философия "евразийства". Философия "русского зарубежья" существовала 20-30-е гг.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой учение о совершенном человеке в конфуцианстве и даосизме?
2. Каков восьмиступенчатый путь» освобождения» души в раджа-йоге?
3. Какова первооснова мира у античных натурфилософов?
4. Каковы составляющие диалектического метода Сократа?
5. В чем заключается теория идей Платона?
6. Охарактеризовать основные составляющие учения Аристотеля (учение о материи и форме, логику, первую универсальную физико-космологическую систему мира).
7. Каковы основные положения философии Августина – крупнейшего философа периода патристики?
8. Что представляла собой проблема универсалий?
9. Дайте характеристику философии ренессансного неоплатонизма (Н. Кузанский), ренессансного естествознания (Н. Коперник), натуралистического неоплатонизма Дж. Бруно?
10. Что представляет собой эмпиризм и рационализм в философии Нового времени?
11. В чем проявился агностицизм И. Канта?
12. Какой метод разрабатывает Гегель? В чем его отличительные признаки?
13. Каковы основные принципы материалистического понимания истории?
14. Каковы основные идеи «первого», «второго», «третьего», позитивизма (неопозитивизма), постпозитивизма?
15. Что представляет собой понимание как центральное понятие герменевтики?
16. Дайте характеристику естественнонаучного направления русского космизма.
ТЕСТЫ
1. Прекрасно то, что нравится всем, без всякого интереса, своей формой. Такой вывод сделал И. Кант в работе …………………………
2. Мышление по Гегелю – это не только субъективная человеческая деятельность, но и…………………………………………
3. Н. Коперник считал, что: центром Вселенной является Солнце; центром Вселенной является Земля; у Вселенной нет центра; не существует деления мира на земной и небесный.
4. Школа элеатов сделала вывод: движение есть противоречие; движения не существует; огонь является основой мира; знание – это припоминание.
5. У Гераклита «логос» − это ………………………
6. Легизм как школа в философии считал, что: государство – это большая семья; что наилучший правитель это тот, о котором подданные ничего не знают; что в государстве надо иметь много наказаний; что надо заниматься медитацией.
7. Софисты полагали, что: об одной и той же вещи может быть два противоположных мнения; существует общеобязательная истина; истина у каждого своя; знание относительно.
8. Понятие «яма» в йоге означает: медитацию; смерть; жизнь; дыхание; позу.
9. Диалектика Сократа предполагала: иронию, насмешку, идолов театра, определение, аксиому.
10. Родоначальником количественного подхода к миру в западноевропейской философии был: Августин Блаженный, Гегель, Пифагор, Галилей, Ньютон, Декарт.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Индийский философ Вивекананда место и значение категории «прана» в системе йоги изобразил следующей притчей: «У великого короля был министр, который впал в немилость. Король велел запереть его на вершине башни пожизненно. Министр решил бежать, но как это сделать? Он передал своей жене, чтобы та принесла длинную веревку, крепкий шнурок, моток ниток, шелковину, таракана и меду. Когда все это было доставлено, то к таракану привязали шелковину, смазали усы медом и он пополз вверх. Министр овладел шелковиной. Другой конец шелковины жена привязала к мотку ниток. Вытащив и его, он повторил ту же историю с крепким шнурком и, наконец, с веревкой. Так министр смог убежать». В нашем теле дыхательное движение есть шелковина, овладев и научившись управлять ими, мы схватим моток ниток – нервные токи, а за ними крепкий шнурок – наши мысли и, наконец, веревку – прану (жизненные силы тела). С помощью правильного дыхания можно дать здоровье человеку.
– Какие существуют ступени в йоге, кроме пранаямы?
– Каково их значение?
2. Какие вы знаете софизмы?
– Каково значение софизмов и софистики?
– Как Сократ относился к софистам? Почему?
3. Известно, что Аристотель создал логику, как науку о правильном мышлении.
– Какие законы существуют в этой науке?
– Каково их значение в познании?
4. Античные источники рассказывают, что Платон старался всюду скупать сочинения Демокрита и сжигать их. В произведении «Законы» Платон открывает истинные мотивы отрицательного отношения к философии Демокрита.
Там он пишет, что у молодых людей возникают нечестивые взгляды, будто нет таких богов, призывать которых предписывает закон. Из-за этого же происходят и смуты… Объясните, каковы были мировоззренческие расхождения Демокрита и Платона?
5. Средневековые философы, например Августин Блаженный, Фома Аквинский, соединяли положения христианства с идеями Платона и Аристотеля.
– Каков результат этого синтеза?
6. «Теория Коперника вскрыла важнейший принцип устройства Вселенной: признав подвижность, планетарность, неуникальность Земли, она тем самым устраняла вековое представление и об уникальности центра вращения во Вселенной, центром вращения стало Солнце» (Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы).
Известно, что Дж. Бруно раскрыл философский смысл коперниканства. Почему инквизиция добивалась от Дж. Бруно отречения от его «еретических» идей, а теорию Коперника приняла с восторгом?
7. Непознаваемую сущность отдельных вещей, непознаваемую сущность мира в целом, души и бога Кант называет «вещью в себе». Почему, по Канту, сущность мира непознаваема? (по работе И. Канта «Критика чистого разума»).
8. Прочитайте следующий отрывок из работы Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «В истории действия людей имеют известную желаемую цель; но результаты, на деле вытекающие из этих действий, вовсе не желательны». Ответьте на вопросы:
– Каковы движущие силы развития истории?
– Что представляет собой принцип материалистического понимания истории?