double arrow

Лекция 3. Особенности античной философской традиции

Цель и задачи лекции: познакомить студентов с особенностями становления и развития античной философии как классической формы философской системы, с основными этапами ее генезиса и предметной сферой. Показать роль античной философии в последующем развитии всей философской мысли, ее значение в развитии логики, гносеологии и методологии научного познания.

План:

  1. Становление и своеобразие античной философии.
  2. Досократовская античная философия – Милетская школа, Гераклит, Атомистическая школа, Элейская школа.
  3. Софисты и Сократ. Малые сократические школы.
  4. Философия Платона и Аристотеля.
  5. Эллинистическая философия.

Литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.,1976.
  2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.,1988.
  3. Антология мировой философии. В 4 т. – М.,1972
  4. Мир философии. В 2-х частях. Ч.1. – М.,1991.
  5. Ильин В.В. История философии. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2005.

1. Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от других восточных философских систем и является, собственно первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно выделить 4 основных этапа:

1 этап – досократовский. В этот период в центре внимания стояли проблемы космоса, природы.

2 этап – классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью таких философов, как Сократ, Платон и Аристотель. Главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным способностям.

3 этап – эллинистический – возникает множество философских направлений и школ, из них большинство возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля.

4 этап – заключительный в развитии античной философии – период, когда происходит упадок греческой демократии и перемещение центра политической и духовной жизни из греческих полисов в Рим. В этот период формируются (I-II вв.) начала христианской философии.

2. Милетская школаФалес, Анаксимандр, Анаксимен. Это первая философская школа античной Греции. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего, вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе. Они интуитивно понимали мир как материальный. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Основным принципом мысли этой школы стало правило: мир должен быть понят исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил. Милетцы были гилозоистами, т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении, привели их к наивным представлениям о диалектике.

Элейская школа – Ксенофан, Парменид, Зенон. Элейцы считаются родоначальниками рационализма, т.к. они подошли к понятийному отражению действительности. Они первыми поняли, что процесс познания есть переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания в значительной степени обособленно друг от друга, противопоставляя их. Разум, это «путь истины», считали они, т.к. только он дает истинное знание; чувства же дают только «путь мнения». Знание противопоставлено мнению, т.е. обычным повседневным представлениям.

Гераклит – согласно его учению, основой всего является огонь; все происходит из огня, и в конечном счете превращается в огонь.

С именем Гераклита связано развитие диалектических взглядов. Центральным мотивом всего его учения был принцип пантареи («все течет»). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое, что есть результат сочетания противоположностей. «Все едино и все состоит из противоположностей… Война есть мать всего и повелительница всего», но она заканчивается тем, что противоположности соединяются, и устанавливается их гармония. Таким образом, возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, бытие и небытие – связаны между собой, они обуславливают и переходят друг в друга.

Пифагорейская школа – основатель был Пифагор. Идеи данной школы наметили идеалистическое направление в античной философии, приписывание числам мистических свойств. Основой мира является число, и чтобы познать мир, необходимо познать числа, утверждается, что числа могут определять духовные качества человека.

Атомистическая школа – Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп, которые представляют собой вершину досократовского философского мышления и вершину античного материализма.

Атомизм в античной философии, главным образом, представлен Демокритом, который признавал существование двух начал: бытия и небытия (пустота). Бытие разбито пустотой на частицы, это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверждали элеаты. Он утверждает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов и пустоты. Атомы – это мельчайшие тела, далее неделимые, не имеющие качества. Качества же появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку.

В атомистике Демокрита просматривается наряду с наивными объяснениями причинности стремление увидеть все ту же причинность в самих вещах, а точнее в атомах. Демокрит считал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность превращается в необходимость. Обнаружение, выявление подлинных причин происходящего, по его мнению, является главной целью познания.

3.Софисты - появившиеся в V в. до н.э. в Древней Греции платные учителя философии, риторики (красноречия), и эристики (искусства спора).

Софисты не представляли единой школы, они соперничали между собой, однако их объединяло не только «профессиональное» преподавание, но и предмет, и метод философствования. Главным вопросом у них был вопрос о соотношении мира и знания. Софисты учили, что нет объективной истины, она зависит от места, времени, условий и самого человека, т.е. субъективна, а, следовательно, мир непознаваем. Иными словами, они были первыми агностиками. Утверждение об относительности истины влекло за собой и утверждение об относительности нравственных норм – что кому выгодно, то и хорошо.

Софистов условно делят на:

старших – Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Ксениад и младших – Алкидам, Фразимах, Критий и др.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.) Период, предшествующий Сократу, называется натурфилософским. Сократ явился родоначальником второго периода античной философии ориентированной на знание.

Главное место в сократовской философии принадлежало этике. Философия его касалась прежде всего человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Душа человека есть «Я познающее» и раскрывается она как разумная и нравственная совестливая персона. Сущность человека сосредоточена в его душе, т.к. она есть «то, чему служит тело». Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл «даймонионом», который был гарантом постижения истины.

По отношению к материальному миру он был агностиком, полагая, что познать его невозможно; зато доступна пониманию душа человека, в познании которой и состоит суть, предмет философии.

Главной целью сократовского философского метода было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения.

Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определенияобщих понятий. Обучение это велось в форме собеседований, в процессе которых ученики действительно не приобретали новых понятий, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Таким образом, Сократ учил логике, так как, его метод был вполне научным методом выявления знания, который впоследствии Аристотелем был назван индукцией.

Деятельность Сократа послужила основанием для этических школ Древней Греции:

  1. Гедоническая или Киренская школа – Аристипп
  2. Эпикурейская школа – Эпикур
  3. Киническая школа – Антисфен
  4. Стоическая школа – Сенека, Марк Аврелий
  5. Мегарская школа
  6. Академия Платона - Платон

4. Наиболее выдающимся учеником, последователем, «систематизатором» воззрений Сократа был Платон (427-347 г.г. до н.э.). Он является создателем системы объективного идеализма, основателем первой в мире Академии. У него обширное философское наследие, кроме трактата «Апология Сократа», «Законов», писем и эпиграмм, он написал еще 34 работы в форме диалога: «Софист», «Парменид», «Государство» и др.

Ядром философского учения Платона является его теория идей. Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Она есть истинно сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигается только разумом. Идея предстает как источник бытия вещей, как идеальный образец, взирая на который Демиург (творец) создает мир чувственных конкретных вещей. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы – идеи.

В вопросах теории познания Платон также занимает идеалистические позиции. Его учение об идеях соприкасается и с его гносеологией. Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом, которого является материальный мир, выступает как несущественное, как вторичное, потому что информирует нас лишь о кажущимся бытии, а не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное.

Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда существовала в царстве идей. Т.е. абстрагировав идеи от разума конкретных людей, Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на землю, где временно находясь в человеческом теле, она «вспоминает» о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования.

Озабоченный проблемой лучшей жизни, Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Основная идея государства – добродетель, истинное знание, от этого зависит идеальное правление; эта цель состоит прежде всего в том, чтобы спасти бессмертную душу человека. Его интересует сущность и формы государства с точки зрения личностных критериев, особенно это относится к личности правителя.

3 части души 3 социальные группы 3 основные добродетели
1. Разумная 1. Правители- философы 1. Мудрость
2. Аффективная (эмоциональная) 2. Стратеги - воины 2. Храбрость
3. Чувственная 3. Производители – земледельцы и ремесленники 3. Умеренность

4-ая добродетель – справедливость является «надсословной», некоей «державной добродетелью»

С позиций своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

1. Приемлемые государственные формы:

а) Платоново идеальное государство;

б) Аристократия (аристократическая республика)

2. Регрессивные или упадочные государственные формы:

а) Тимократия

б) Олигархия

в) демократия

г) тирания

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) – автор произведений «Физика», «Механика», «Органон», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика». Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него.

Три вида философии Аристотеля:

- теоретическая – изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего;

- практическая – изучающая деятельность человека, устройство государства;

- поэтическая

Основные положения аристотелевсого учения:

  1. Аристотель создал учение о категориях. Это учение основывается на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различает, прежде всего две категории: сущности («субстанция») и качества («акциденция»). Так, например, идея добра и само добро соотносится как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. «Добро», например, это категория качества, т.к. существует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки).
  2. Учение о материи и форме или означающее учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие «материал». Форма у Аристотеля – это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью.

3. Логика. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он называл «органической» наукой, т.к. она есть орудие («органон») для изучения бытия. Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частного). Метод доказательств из силлогизмов, т.е. из общих выводов – получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.

Учение о душе. Главное преимущество человека – его разум, которого нет у животного.

Разум есть способность мыслить общее. На этом основано наличие речи у человека

(именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у животных. Далее, у

человека есть наука (т.е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает

действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает

готовность человека к нравственному выбору ( который в свою очередь основан на знании

общего).

По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум – нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

5. Основные течения эллинистической философии: стоицизм и эпикурейство.

Стоики последователи философской школы Стои (Афины), их основная идея – освобождение от влияния внешнего мира через самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрости.

Этика стоиков опиралась на натурфилософию и учение строжайшей необходимости, действующей в мире.

Эпикурейство – философское направление, основанное древнегреческим мыслителем Эпикуром, который создал школу в Афинах, известную под названием «Сад Эпикура». Главное в его учении – этика поведения, приводящее к счастью. Это учение о счастье называется эвдемонизм. Речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе, общественный союз – не является высшей целью, но только средством для достижения благополучия индивида.

В отличие от стоической, эпикурейская этика гедоническая (от греч. – удовольствие). Это не чувственное удовольствие, а состояние духовной стабильности (атараксии), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти.

Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии.

Таким образом, древнегреческая философия выдвинула важнейшие вопросы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.

Ключевые понятия: Космос, Макрокосм и микрокосм, Логос, Эйдос, Нус, майевтика, эвдемонизм, атараксия, диалектика, перипатетика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: