Возникновение философии

Первые философские идеи появились в 6-7 веках до н.э. в Греции, Индии и Китае. Впоследствии Греция стала колыбелью европейского менталитета и в целом европейской культуры. В Индии и Китае на основе специфической мифологии и своеобразных религиозных идей, сформировались восточная культура и восточный менталитет. Карл Ясперс – философ ХХ века, назвал это время «осевым», временем, знаменовавшим резкий поворот в истории человечества. Это время Гомера, Софокла, Еврипида, Архимеда, Платона, Сократа в Греции., Конфуция, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае, Заратустры в Иране, пророков Илии, Исайи, Иеремии в Палестине.

Термин «философия» появляется в Древней Греции (предположительно его автор – Пифагор) и буквально означает «любовь к мудрости». Обратите внимание на то содержание, которое вкладывается в понятие мудрости: мудрец не просто знает, он понимает жизнь, а, значит, ему удалось приблизиться к пониманию ее сущности, соединить многообразие мира в общем представлении о нем, достичь гармонии между образом мысли и образом жизни. Разные греческие философы расставляли свои акценты в понимании мудрости. Для Аристотеля главным в ней было знание, а вот для Сенеки главное в том, чтобы жизнь не расходилась со словами. Стоики же считали, что отличают мудреца достоинство, независимость, нравственность, самодисциплина, цельность. Попытки определить отличительную черту мудрости привели к появлению таких советов соискателю на звание мудрого человека как «знай свое время», «говори к месту», «ничего сверх меры» и т.д.

Как видим, философы сразу пытались определить те понятия, которыми они пользовались. Они не принимали на веру сложившиеся мнения, а старались достичь нового уровня знания в понимании не только мудрости, но и всего того, что их окружало. Причем, делали они это в форме, которая резко отличалась от всех известных ранее способов понимания мира – в рациональной форме. Если раньше чело-век находил объяснение мира в мифологических текстах или религиозных представлениях, в эстетических образах живописи, скульптуры, литературы, он не подвергал их сомнению, а воспринимал на веру.

С философией начинает развиваться рациональное освоение мира. Оно опирается не на эмоции, чувства или веру, а на идеи, которые сами становятся предметом исследования. Такая (исключительно рациональная) форма духовной деятельности была еще неизвестна человечеству. Именно в ее рамках первоначальной зарождаются не только философские представления, но и элементы будущего научного знания. Науки в то время еще нет, она возникнет значительно позднее, в эпоху Возрождения и Нового времени, но разрозненные знания о мире уже есть. Именно они становятся предметом осмысления и разработки.

Кроме того, философия развивается в постоянной полемике с мифологией и религией – предшествующими ей формами духовной деятельности. Вопросы, которые ставит философия те же, что и у них: откуда взялся мир, как он устроен, что такое человек, добро, зло, жизнь, смерть и т.д. Но способ решения абсолютно иной. Мифология опирается исключительно на силу авторитета, на традицию, религия – на веру, а философия – на авторитет разума.

С появлением философии складывается и новый стиль мышления. «Подвергай все сомнению» - этот призыв Сократа как нельзя лучше его характеризует. Отличительная черта этого стиля – критичность. Сомнение, способность к самостоятельному мышлению, познание себя становятся новыми инструментами определения места человека в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: