double arrow

Сущность конкуренции. Участники конкурентных отношений

Основные экономические агенты:

1. Домохозяйства – экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования. Эти блага могут производится в рамках домохозяйства (натуральное хозяйство) или покупаться на рынке. Домохозяйства в рыночной экономике выносят основной товар – рабочую силу.

Принцип ответственности за решение в рамках домохозяйств имеет свою специфику – во-первых, хозяйственные решения, как правило, принимают взрослые члены семьи, а с их последствиями сталкиваются все члены домохозяйства, п.э. невозможно полное совпадение интересов субъектов принимающих решение и присваивающих их результат. Во-вторых, физическое существование членов семьи ограничено во времени, п.э. необходимы инструменты, правила, институты, обеспечивающие правопреемственность членов домохозяйства (деньги платят по догам родителей наследники).

2. Фирмы (предприятия) – экономические агенты, принимающие решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретенных на рынке.

Идеальная форма, рассматриваемая в экономической теории, использует только приобретаемые ресурсы и продает все произведенные блага. Как экономический институт, фирма моложе домохозяйства, но при этом существует множество различных видов фирм. Обычно выделяют три основных типа: индивидуальные предприятия, коллективные предприятия в форме партнерства, коллективные предприятия в форме акционерных обществ.

3. Государство – экономический агент, принимающий решение о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ.

Юданов А.Ю.: «Конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка».

Значение конкуренции проявляется в следующем:

1. Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений – продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора.

2. Конкуренция выступает в качестве контролирующей системы эффективности предпринимательства. Рынок ставит предприятие в различные условия хозяйствования, которые не все выдерживают и происходит непрерывный отбор неэффективных структур в результате конкуренции.

3. Конкуренция создает условия, необходимые для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование – это основной элемент рыночного механизма. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров.

4. Конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, снижении издержек на единицу продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: