Проблема сущности рынка рассматривается во многих учебниках, но всегда остается спорным вопрос – всегда ли был рынок? Западные экономисты отвечают: всегда.
Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории. Одно из основных понятий хозяйственной практики. В различных теоретических концепциях используются самые разные толкования рынка, по-разному определяются причины возникновения рынка, товарного хозяйства, сущности товара, как экономической категории.
История развития общества позволяет выделить 2 главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную.
Натуральная форма хозяйствования предполагает, что производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.
Материальной основой натурального хозяйства является слабое развитие общественного разделения труда. Целью производства является удовлетворение незначительного по объему и однообразному по качеству потребностей.
|
|
Товарная форма зарождается как противоположность натуральному хозяйству. Сначала она появляется в отношениях между общинами, а затем проникает внутрь общин. Постепенно натуральное хозяйство превращается в отмирающий элемент экономической жизни общества.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТОВАРА
Блага, используемые для потребления
Созданные природой Созданные человеком
Для себя Для других
(общ. полезность)
Отчуждаемые Приобретенные
безвозмездно в результате обмена
Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.
Товарное хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие продавца и покупателя на рынке.
Этапы развития товарного производства:
1. Товарное производство является простым товарным обменом
Т – Т (товар на товар)
2. Товарное обращение (простое товарное производство):
Т – Д – Т
3. Развитое товарное производство:
Д – Т - Д¢
(деньги – товар – деньги + прибыль)
В первых двух случаях целью является удовлетворение своих потребностей.
При развитом товарном производстве товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в т.ч. рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер.
По мере развития общественного производства понятие категории рынок постепенно менялось. Первоначально рынок рассматривался как определенное место, на котором происходили сделки купли-продажи.
С усложнением общественных отношений, появлением денег возникает возможность разрыва купли и продажи во времени и пространстве. Появляется новая структура общественного производства – сфера обращения. Понятие рынок расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта.
|
|
Рынок, как экономическая категория, - это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Историческими условиями возникновения рынка являются:
1. Общественное разделение труда (каждый делает то, что умеет, остальное покупает).
2. Экономическая обособленность производителей. Эта обособленность возникает на базе частной собственности.
3. Необходимость решения проблемы трансакционных издержек. Трансакционные издержки – издержки в сфере обращения, связанные передачей прав собственности (на каких условиях совершается купля-продажа).