Понятие и причины возникновения рынка

Проблема сущности рынка рассматривается во многих учебниках, но всегда остается спорным вопрос – всегда ли был рынок? Западные экономисты отвечают: всегда.

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории. Одно из основных понятий хозяйственной практики. В различных теоретических концепциях используются самые разные толкования рынка, по-разному определяются причины возникновения рынка, товарного хозяйства, сущности товара, как экономической категории.

История развития общества позволяет выделить 2 главные формы общественного хозяйства: натуральную и товарную.

Натуральная форма хозяйствования предполагает, что производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы.

Материальной основой натурального хозяйства является слабое развитие общественного разделения труда. Целью производства является удовлетворение незначительного по объему и однообразному по качеству потребностей.

Товарная форма зарождается как противоположность натуральному хозяйству. Сначала она появляется в отношениях между общинами, а затем проникает внутрь общин. Постепенно натуральное хозяйство превращается в отмирающий элемент экономической жизни общества.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТОВАРА

Блага, используемые для потребления

Созданные природой Созданные человеком

Для себя Для других

(общ. полезность)

Отчуждаемые Приобретенные

безвозмездно в результате обмена

Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Товарное хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие продавца и покупателя на рынке.

Этапы развития товарного производства:

1. Товарное производство является простым товарным обменом

Т – Т (товар на товар)

2. Товарное обращение (простое товарное производство):

Т – Д – Т

3. Развитое товарное производство:

Д – Т - Д¢

(деньги – товар – деньги + прибыль)

В первых двух случаях целью является удовлетворение своих потребностей.

При развитом товарном производстве товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в т.ч. рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер.

По мере развития общественного производства понятие категории рынок постепенно менялось. Первоначально рынок рассматривался как определенное место, на котором происходили сделки купли-продажи.

С усложнением общественных отношений, появлением денег возникает возможность разрыва купли и продажи во времени и пространстве. Появляется новая структура общественного производства – сфера обращения. Понятие рынок расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта.

Рынок, как экономическая категория, - это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Историческими условиями возникновения рынка являются:

1. Общественное разделение труда (каждый делает то, что умеет, остальное покупает).

2. Экономическая обособленность производителей. Эта обособленность возникает на базе частной собственности.

3. Необходимость решения проблемы трансакционных издержек. Трансакционные издержки – издержки в сфере обращения, связанные передачей прав собственности (на каких условиях совершается купля-продажа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: