Краткая характеристика моделей современного рынка

Модели рынка Основные характерные черты
Число фирм Контроль над ценой Вступление в отрасль Примеры
         
Чистая конкуренция очень большое отсутствует совершенно свободное сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валюты
Чистая монополия одна очень значительный практически исключено электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен и т.п.
Монополис-тическая конкуренция много очень ограниченный сравнительно свободное производство одежды, обуви, книг; розничная торговля
Олигополия несколько значительный (особенно в сговоре) очень затруднено производство стали, автомобилей; оптовая торговля

Совершенная (чистая, идеальная) конкуренция имеет место на рынке с множеством продавцов и покупателей схожего товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

Совершенная конкуренция возникает при следующих условиях:

○ существует множество мелких фирм, предлагающих на рынка однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

○ доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

○ вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

○ нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общем отраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену.

Монополистическая конкуренция охватывает отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов (товары, различающие по своим физическим или качественным параметрам), не вступая между собой в тайные союзы.

В краткосрочном периоде фирма производит определенный объем продукции, назначает цену, чтобы получить совокупную прибыль. Но может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в положение, при котором она несет убытки. Иначе говоря, в краткосрочном периоде фирма может либо получить прибыль, либо столкнуться с убытками. Однако, значительно легкое вступление в отрасль, где фирмы получают высокую экономическую прибыль, приводит к тому, что в данной отрасли появляется слишком много фирм. Соответственно наступает перепроизводство товаров, спрос начинает падать, а вместе с ним и прибыли фирм. Возникает ситуация, подобная совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Однако в условиях монополистической конкуренции цена выше, поэтому в долгосрочном периоде для фирм становится характерной тенденция к безубыточности, так как цена превышает минимальные средние валовые издержки. Это указывает на то, что потребители не получают продукт по наименьшей цене из-за издержек монополистической конкуренции.

Олигополия – как модель рынка представляет собой большое число фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно, и вход в олигополию новых фирм ограничен высокими барьерами.

Барьеры вступления в отрасль при олигополии объясняются эффектом масштаба и эффектом низких издержек.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.

2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей.

Модель Курно. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Экономические модели дуополии полезны, чтобы проиллюстрировать, как предположения отдельного продавца насчет ответа соперника воздействуют на равновесный выпуск.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: